bg_irkutsk (bg_irkutsk) wrote,
bg_irkutsk
bg_irkutsk

Открытое письмо к губернатору Приангарья

 Губернатору Иркутской области 
Мезенцеву Д. Ф. 
от Касищева Виктора Анатольевича
Адрес: 665729, г. Братск, ул. 
Председатель координационного совета общественной организации «Голос Братска»


Уважаемый Дмитрий Федорович!


Обращаюсь к Вам как к главе Иркутской области, которого не могут не волновать проблемы управления городом, возникающие в отдельных муниципальных образованиях области.

В настоящее время в городе Братске городской Думой инициировано внесение изменений в Устав города, согласно которым мэр города будет избираться Думой города Братска из своего состава, а администрацию города Братска будет возглавлять глава администрации города Братска, назначаемый по контракту на конкурсной основе (сити-менеджер). 

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п. 3 указанной статьи Федерального закона порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Таким образом, устав служит основным документом, регламентирующим деятельность органов местного самоуправления в рамках тех полномочий, которые им предоставлены законом. 

Пунктом 8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах…» определено, что устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

В проекте решения о внесении изменений и дополнений в Устав г. Братска предлагается внести изменения в устав и дополнить полномочия Думы города следующими полномочиями (подпункт 10 пункта 1 решения):
3.1) избрание из своего состава мэра города Братска, осуществляющего полномочия председателя Думы города Братска;
3.2) назначение на должность главы администрации города Братска по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый настоящим Уставом, лица из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам указанного конкурса;
3.3) утверждение условий контракта для главы администрации города Братска в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения города Братска;
3.4) установление порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Братска.
Исходя из изложенного, в Устав города вносятся изменения, согласно которым изменяются и дополняются полномочия представительного органа местного самоуправления, при этом, согласно п. 4 проекта решения Думы о внесении изменений и дополнений в Устав г. Братска данные изменения вступят в силу сразу после официального опубликования, что противоречит пункту 8 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающего, что изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие полномочия органов местного самоуправления вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений. 
В связи с чем Дума города Братска не имеет оснований в течение месяца со дня вступления в силу указанного решения избирать из своего состава мэра города Братска, как то указано в подпункте 1 пункта 5 обсуждаемого решения. 
Вышеизложенные изменения в Уставе города, изменяющие и дополняющие полномочия Думы г. Братска, могут вступить в законную силу только после истечения срока полномочий Думы г. Братска V созыва, принявшей муниципальный правовой акт о внесении в устав такого рода изменений и дополнений, что будет полностью соответствовать требованиям п. 8 ст. 44 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., так как таких полномочий у Думы г. Братска нет согласно действующей редакции Устава города.

Администрация же города Братска пытается толковать закон в соответствии со своими интересами и говорит гражданам, что внесение такого рода изменений в устав города не является изменением полномочий Думы г. Братска, что у думы в соответствии с законом много полномочий, к которым относится и избрание мэра из своего состава.
Но данная позиция является «притянутой» в сложившейся ситуации – именно Устав города должен определять конкретный перечень полномочий представительного органа местного самоуправления, как то определяют ст. ст. 34, 44 Федерального закона № 131-ФЗ – и не для того, чтобы соблюсти простую формальность, а, в первую очередь, для того, чтобы жители этого города – избиратели – четко понимали, какие полномочия они доверяют своим избранникам - депутатам. 
В соответствии с ФЗ № 131 полномочия представительного органа нельзя перераспределить на какие-либо иные органы местного самоуправления или должностных лиц, но именно устав должен определять эти полномочия.  
Намерения федерального законодателя при принятии нормы, не позволяющей в течение срока полномочий представительного органа муниципального образования неограниченно менять свои полномочия, были направлены на избежание политической чехарды и популизма, на то, что население того муниципального образования, которое избирает своих представителей в местную Думу, должно понимать, какие именно полномочия (содержащиеся на момент проведения выборов в уставе города) они доверяют депутатам. Жители же города Братска при избрании депутатов городской думы V созыва полномочий избирать мэра города Братска и назначать главу Администрации г. Братска депутатам городской Думы не доверяли, так как на момент голосования понимали, что право избирать главу города является именно их правом.
Следуя же логике сегодняшней Думы г. Братска по внесению вышеуказанных изменений и введению их в действие сразу после опубликования, неизбежно сталкиваешься с мыслью, что Дума имеет возможность хоть раз в полгода менять установленную систему управления городом и свои полномочия, в то время, как полномочие – это то, чем наделяется Думы города по воле избирающих ее граждан, а не сама Дума наделяет себя нужными ей здесь и сейчас полномочиями.
Дума города Братска сможет избрать мэра города из своего состава в случае утверждении предложенной редакции изменений в устав только после избрания думы в новом составе, так как происходит изменение не только порядка избрания выборного должностного лица (мэра), но в первую очередь происходит изменение полномочий самого представительного органа местного самоуправления.
Кроме того, решение действующей Думы г. Братска избрать самостоятельно из своего состава мэра города без надлежащего на то волеизъявления граждан противоречит Конституции РФ, которая гласит: 
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). 
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. (ст. 30).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. (ст. 15).
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. (ст. 32).

Изложенная мной позиция соответствует тому, как аналогичные внесение изменений в устав и назначение сити-менеджера происходили в другом городе Иркутской области – Ангарске. Устав г. Ангарска в новой редакции от 13 июля 2010 г. прошел регистрацию в Министерстве юстиции по Иркутской области 14 июля 2010 г. В октябре 2010 г. произошло переизбрание Думы и Дума из своего состава избрала мэра г. Ангарска, и первый Сити-менеджер в Ангарске назначен путем проведения конкурса Думой в феврале 2011 г. 
Что касается определения Верховного суда РФ от 16.12.2011 г. по делу № 51-Г11-10 по жалобе на решение Алтайского краевого суда, которым отказано в проведении внеочередных выборов главы г. Барнаула и определении порядка проведения выборов, и которым апеллируют отдельные депутаты города Братска, то необходимо отметить, что в Российской Федерации не существует прецедентного права как такового; в описательной части данного определения Верховный суд РФ рассматривает возникший вопрос именно с той точки зрения, что не происходит изменения структуры органов местного самоуправления г. Барнаула, но чья-либо позиция по поводу изменения при этом полномочий самой думы г. Барнаула и оценка данной позиции в указанном определении отсутствует. В связи с этим данным определением невозможно руководствоваться при внесении вышеуказанных изменении в Устав г. Братска. 
 
05 апреля 2011 года в г. Братске с 18.00 начались публичные слушания по вопросу внесения вышеуказанных изменения в Устав города, и нельзя не отметить грубые нарушения прав граждан при проведении данного собрания, на котором многие хотели принять личное участие, но не получили такой возможности, потому что в 17.00 ни одного билета (дающего право пройти в зал и голосовать) уже не выдавали, при этом: 
- время начала собрания было установлено 18.00, время начала регистрации участников 16.30;
- более 600 работников администрации и работников других бюджетных организаций были заблаговременно (в 16.30) отпущены с работы и в 16.45 им были розданы большая часть билетов для участия в публичных слушаниях (зал предполагает всего порядка 1100 мест);
- возле ТКЦ «Братск-Арт», в котором проводились слушания, стояло несколько автобусов, на которых были заблаговременно привезены работники других бюджетных организаций на слушания также в централизованном порядке;
- несмотря на то, что в 17.00 уже не происходила регистрация и людей не допускали в зал для участия в публичных слушания (не выступления, а именно участия и голосования по поправкам), в зале, было очень много свободных мест. 
При этом, находясь в фойе, можно было несколько раз слышать «разъяснения» о том за что необходимо проголосовать.
Рабочий день большинства жителей города Братска заканчивается именно в 17.00, но после 17.00 принять участия в слушаниях не было возможности у многих других жителей, которых волнует дальнейшая судьба нашего города. 
Как и следовало ожидать, большинство участников слушаний (более половины из которых были работниками Администрации и бюджетных учреждения г. Братска) проголосовало за отмену прямых выборов мэра и введение института сити-менеджера.

В данном обращении я не имею никакой цели «пожаловать» на каких-либо должностных лиц. Также я не имею возражений против института Сити-менеджера как такового, тем более, что если так пожелают сами братчане. Но Дума города Братска не может сама на себя возлагать какие-то полномочия и сама же с себя их снимать. Но то должно быть волеизъявление граждан, выраженное посредством проведения местного референдума, на котором не будут выдавать билеты для участия только определенному кругу лиц. А каждый житель города на законных основаниях, имея на это не 30 минут, а весь день, сможет выразить свою позицию. 
В первую очередь, хочу обратить Ваше – высшего должностного лица Иркутской области – внимание на явное пренебрежение законом и интересами самих граждан в г. Братске. С учетом того, что буквально недавно мэр города Братска был задержан при получении взятки, дальше нарушение закона может привести к неблагоприятным последствиям в городе и судебным тяжбам. 
Проведенный в городе нашей общественной организацией опрос общественного мнения показал, что большинство жителей против того, чтобы Дума города избирала из своего состава главу муниципального образования, самостоятельно лишив этого права граждан. Опрошено было 1129 жителей города. За прямые выборы мэра высказалось 928 человек. За избрание из состава Думы 78 человек. И за губернаторское правление – 123 человека. 

29 апреля 2011 года на заседании Думы города Братска должно быть принято окончательное решение по вопросу внесения указанных изменений в устав города. 

Прошу Вас принять возможные меры для недопущения нарушения действующего законодательства и прав граждан в г. Братске.
/ Касищев В.А. / 07.04.2011Г.
Tags: Братск, Иркутская область
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments