bg_irkutsk (bg_irkutsk) wrote,
bg_irkutsk
bg_irkutsk

Три взгляда на развитие пассажирского транспорта в Иркутске

Свои концепции нам изложили представители исполнительной власти, Думы и лидеры саморегулирующей организации Некоммерческое партнерство «Объединение автотранспортных предприятий города Иркутска». На данный момент это три силы, которые могут влиять или не влиять на процесс.
Нужно отметить, что до октября 2009 года администрация Иркутска (исполнительная власть) и Дума представляли, по сути, единый орган управления городом во главе с экс-мэром Якубовским. Но ситуация изменилась: Якубовский ушёл в Сенат, а лидеры Думы (председатель Лабыгин и вице-председатель Ханхалаев) начали потихоньку вмешиваться в хозяйственные процессы столицы Восточной Сибири. До этого времени пассажирским транспортом руководил РЫНОК, который в последние несколько лет начали брать под контроль сами перевозчики. Спонтанные и силовые отношения всем надоели, и созданное в момент кризиса перевозок НП «Объединение автотранспортных предприятий города Иркутска», расставило всё по своим местам и выработало понятные всем писаные и не писаные правила поведения внутри отрасли. Нужно отметить, что на сегодняшний день это самый открытый и понятный бизнес в Иркутске. Любой желающий работать предприниматель, в структуре пассажирского транспорта может прийти в Объединение и ему подберут возможные варианты и расскажут правила игры. Все последние годы единый орган управления городом - администрация и Дума не вмешивались в процессы, часто ставя барьеры на пути развития услуг по перевозкам пассажиров. Якубовский развивал только муниципальный транспорт (автотранспорт, троллейбусы и трамваи) и не взаимодействовал с частниками, не давая возможности организованному бизнесу развивать инфраструктуру конечных остановок для удобства пассажиров и водителей. Единственная точка взаимодействия с представителями коммерческого пассажирского транспорта на протяжении двенадцати лет правления Якубовского - это утверждение тарифов на перевозки в Иркутске, которые Якубовский должен был подписывать по представлению региональной службы по тарифам. Но готовили экономическое обоснование тарифов именно частники. Якубовский – главный виновник сегодняшних автомобильных пробок, которые мешают пассажирскому транспорту с выполнением графиков перевозок. Стихийное строительство особенно в центре города без учёта маршрутов автобусов и возможности стоянок частного транспорта целиком на совести Якубовского. Экс-мэр не понимал, или не хотел понимать, что транспортная городская артерия - это не только автобусы и маршрутные такси, но это и пропускная возможность дорог, инфраструктура и диспетчерские пункты для управления движением и приёмом жалоб от населения. Всю философию, как любит говорить наш губернатор, пассажирского транспорта первыми осознали лидеры НП «Объединение автотранспортных предприятий города Иркутска» Сергей Ошурков и Алексей Колмаков. Во-первых, как я уже говорил, в соответствии с действующим законодательством, они установили правила поведения на этом рынке и довели их до основных участников. В итоге транспорт в Иркутске работает без сбоев и с максимально удобными маршрутами без пересадок в центре. Во-вторых, в мае этого года сформулирован лозунг дальнейшей работы «Пассажир всегда прав». Началась борьба за безопасность движения с формированием «чёрного списка» водителей нарушителей и борьбы с курением во время движения. Теперь пассажир может сообщить жалобу по номеру телефона и по этому факту обязательно примут меры. В ближайших планах Объединения (консолидированного мнения большинства коммерческих перевозчиков) создать при взаимодействии с Думой и администрацией Иркутска единый диспетчерский пункт для управления общим движением с учётом и муниципального, и коммерческого пассажирского транспорта. Диспетчер будет принимать все жалобы, и решать проблемы с участниками движения. Построить инфраструктуру конечных остановок: с местами отдыха и точками общественного питания для водителей, с туалетами и в некоторых местах с автомойками для автобусов. Есть предложения для Думы и администрации по формированию нового рынка пассажирских перевозок в вечернее и ночное время. К примеру, ввести тариф на перевозки с 21.00. В соответствии с графиками перевозчики будут перевозить горожан за 15 – 20 рублей. Гораздо экономичнее по сравнению с такси.
Сразу после выборов в новую Думу Иркутска (после того, как Якубовского предложили в Сенат), тогда ещё не избранный председателем Лабыгин в своём первом интервью заявил, что он будет решать проблемы городского транспорта и это его главная задача. Формулировал общую концепцию уже его соратник вице-председатель Думы, председатель Комиссии по транспорту и ЖКХ Ханхалаев. Во многом направление развития транспорта в городе у Ханхалаева и Объединения совпадает, поскольку депутатом стал Колмаков, который является действующим заместителем председателя НП «Объединение автотранспортных предприятий Иркутска», и они уже провели ряд совместных рабочих встреч, на которых выработали единое мнения по этим вопросам. Тем не менее, глобальных изменений, на взгляд руководства Думы, сейчас пока провести не удастся, потому как в России нет Федерального Закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения». Но на бюджетные деньги в едином стиле можно сделать конечные диспетчерские пункты, как это предлагают частники, и создать единую диспетчерскую службу. Одновременно, оснастить все машины: и муниципальные, и коммерческие – приборами спутниковой навигации для контроля движения и расхода топлива. Главная беда на пути к формированию концепции развития пассажирского транспорта – бесконечные иркутские пробки Думой признаётся. Еще одна идея на пути к цивилизованному пассажирскому транспорту, наверное, иркутянам покажется фантастической. Тем не менее, в планах председателя транспортной Комиссии оплату проезда во всех видах транспорта сделать централизованной. Возможно, даже путем введения в каждой транспортной единице терминала на выходе, который будет работать только с пластиковыми картами. Мнение исполнительной власти по развитию транспорта в городе нам было изложено пресс-службой мэрии Иркутска. Вот текст без редакционных комментариев. «Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска по поручению мэра города в 2008 году была полностью разработана Концепция развития городского пассажирского транспорта г. Иркутска (далее – Концепция). Определены ее основные направления и приоритеты по развитию пассажирского транспорта общего пользования в г. Иркутске. В 2009 году Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска были проведены публичные слушания по вопросу внедрения и реализации Концепции. Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом № 259 – ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», все отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулируются не муниципальными, а федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Поэтому в настоящее время на федеральном уровне ведется работа по урегулированию данного вопроса, в частности Государственной Думой РФ принят в первом чтении (Постановление Государственной Думы 04 июля 2007 г. № 4874-4 ГД) проект Федерального закона № 423427-4 «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации». После принятия вышеуказанного закона и определения полномочий органов местного самоуправления по указанному вопросу Концепция, разработанная комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска будет реализована уже в практическом правовом поле. Про Концепцию, которую готовит председатель Комиссии по ЖКХ и транспорту Александр Ханхалаев никаких сведений не имеется».
Поскольку мнения всех сторон изложены, Дума и Объединение автотранспортных предприятий города Иркутска уже работают во взаимодействии, нам остаётся только ждать результатов.

Сергей Королёв
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments