bg_irkutsk (bg_irkutsk) wrote,
bg_irkutsk
bg_irkutsk

Categories:

Церковь или поповщина?


      Может ли религия в XXI веке в России стать национальной идеей? Российский суперэтнос – сложная многонациональная и многоконфессиональная система. Но государствообразующий стержень – это русский этнос. К тому же русские составляют около 80% населения страны. Исторически сложилось, что по конфессиональной принадлежности русские – православные христиане. Веками православное христианство было опорой великокняжеской (а затем царской) власти, основой жизни традиционного аграрного русского общества.

Революционный переход России в первой половине XX века в индустриальную стадию сопровождался неизбежным разрушением традиционного общества и повлек за собой масштабные изменения в экономической, политической, социальной и духовной сферах. В советском индустриальном обществе (как впрочем, и западном) религия практически  не играла никакой идеологической роли. Можно ли в наши дни, в постиндустриальную эпоху (в которую России еще нужно перейти) плодотворно использовать религиозную идею? На мой взгляд, нет сомнения, в том, что Православие дает огромную возможность индивидуального духовного развития и в религиозном плане остается действительно вне конкуренции. Но идея должна отвечать насущным сегодняшним потребностям российской цивилизации, обеспечивать его выживание в агрессивной среде соседних цивилизаций. ИДЕЯ ДОЛЖНА СДЕЛАТЬ НАС СИЛЬНЫМИ. Православие в доиндустриальную эпоху способствовало централизации Руси, укреплению государственной власти, успешной борьбе с иноземцами.  Теория Третьего Рима, искренняя убежденность, что мы богоизбранный   народ помогли построить сильное государство. Но можно ли сейчас связать воедино столь жизненно необходимые  идеи модернизации (постиндустриализм) и православие? И так, чтобы все это успешно «заработало» если не на века, то хотя бы на десятилетия? Очевидно, что для этого с одной стороны  необходимо переосмыслить саму идею модернизации в религиозном ключе, показать, что прогресс, научно-технический прорыв  не только не противоречит православным догматам, но и соответствует промыслу Божьему. С другой стороны сама теория Третьего Рима должна органично вписать в себя идею о едином духовном и интеллектуальном, научно-техническом развитии не только России, но и всего мира. Соединив в себе потрясающие духовные ценности и невиданные научные достижения,  Российская цивилизация имеет все шансы быть мировым лидером.  Но для этого необходима огромная интеллектуальная работа, прежде всего самого православного духовенства, готовность его к переменам, гибкость его мышления, способность генерировать стратегию национального развития.  Чтобы стать носителями национальной идеи православные иерархи должны отмежеваться от нынешнего политического режима, который уводит страну в пропасть.  Но церковное руководство неспособно на такой шаг.  РПЦ сейчас выступает как союзник режима.    

Власть тоже всячески подчеркивает свое положительное отношение к РПЦ. Высшие члены политической элиты регулярно «светятся» в церквях перед телекамерами. Официальная РПЦ не остается в долгу, и в лице московского патриархата (МП) всецело и очевидно вполне искренне поддерживает существующий режим (это, по сути, симбиоз церковного и государственного чиновничества).

Смогут ли иерархи МП РПЦ сплотить на основе православного христианства современное, нетрадиционное, постсоветское, разобщенное российское общество? Сможет ли общество (и прежде всего молодежь) воспринять подобную идею? После десятилетий официального государственного атеизма на рубеже 80-90-х гг. XX в. начинает возрастать интерес россиян к религиозной сфере, и, прежде всего к православному христианству. Это объясняется тем, что, несмотря на активную атеистическую пропаганду, большинство россиян сохранило православную ментальность (не путать с религиозностью).  В постсоветской России стало модно говорить о возрождении христианства.  Но очевидно, что современное возрождение Православного христианства в России имеет неоднозначный и противоречивый характер, видный невооруженным глазом. С одной стороны мы видим, что церковь все более активно пытается вмешиваться в общественную жизнь. Церковные иерархи все чаще появляются на экранах ТВ, они активно сотрудничают с представителями государства, пытаются повлиять на образование и культуру. С другой стороны в глаза бросается воистину «гнусная действительность»: все возрастающая  алкоголизация, наркотизация, дебилизация населения страны. Российские СМИ – это орудие растления умов,  насаждают половую распущенность, содомию и прочи, невиданный даже на Западе, разврат по официальным каналам легкодоступным для просмотра несовершеннолетними. Иными словами, вымирающая Россия покрывается церквями на фоне преступности, нищеты, массовых абортов, пьянства, роста ВИЧ-инфекции, наркомании и разврата. Только 5-10% населения посещают регулярно храмы, соблюдают посты и соответствуют понятию – православные. Это данные самой церкви. Это факты. А факты – вещь упрямая. Отсюда напрашивается печальный вывод - все слова о возрождение Православия в РФ – пустой звук. Но в чем причина этого?

Мы видим возрождение храмов, пышную обрядовость, транслируемую по центральным каналам во время церковных праздников, толпы прихожан  несущих святить куличи или азартно прыгающих в крещенскую Иордань, наконец, мы видим наших правителей стоящих со свечами на богослужении.  Но это – внешняя сторона. Это все поверхностно. Люди в России в морально-нравственном отношении не стали лучше чем, например граждане официально атеистического СССР. Более того, россияне стремительно деградировали и продолжают деградировать. Общество уже давно тяжело больно. Больно, прежде всего, духовно.  Основной симптом болезни – отсутствие в реальной жизни морально-нравственных ориентиров, которые четко определяют, что есть добро, а что зло. И вот за врачевание общества взялась церковь. Что есть Церковь? Согласно православным представлениям - это Тело Христово. Таким образом, Церковь имеет трансцендентный, иррациональный характер - «Царство Мое - не от мира сего». Действительно, ведь, по сути, первая Церковь – это Сам Христос и Апостолы. Между тем, немалая часть современного духовенства не просто – «от мира сего», но даже очень комфортно чувствуют себя в современной российской действительности. Мы видим подобных иерархов – на роскошных авто и с часами, стоимостью в несколько тысяч евро. Подобное духовенство – воистину – «от мира сего»!  Одним своим образом жизни, уровнем потребления они уже поставили себя вне столь  доверчивой Православной паствы и вне Церкви Христовой. Кто же они? Это попы, в самом негативном смысле этого слова. Фарисеи дней наших. Этот столь распространенный типаж духовенства предлагаю назвать одним словом – «поповщина»

Итак, мы видим, что есть Церковь -  это подлинные подвижники, старцы, рядовые праведники, как среди духовенства, так и среди мирян. Но есть и служители Мамоны – это поповщина. Поповщина компрометирует собой Русскую Церковь.  К сожалению, именно в современной России поповщина – продукт больного общества, заполонила собой Церковь сверху донизу. Поповщина правит современной русской Церковью, своим неадекватным поведением, отталкивая от Православия многих людей. Высшие церковные иерархи, в своих корыстных интересах выразили свою поддержку существующему преступному коррупционному режиму, и таким образом сами вошли в эту прогнившую насквозь систему, запятнав себя в глазах миллионов верующих. Их проповеди расходятся с их поведением.  И тем более поповщина не пойдет на перемены, на реформацию, предпочитая  держать паству  в мракобесии. Поддерживая правящий режим, призывая  народ к безропотному повиновению, РПЦ  сейчас, по сути,  является  одним из элементов сдерживающих освобождение России от власти (феодальной по сути) силовой олигархии. В этих условиях,  мы должны поставить под сомнение перспективы православного христианства в России, как национальной идеи.

Егор Кремнев

Материал обсуждают здесь http://www.newsland.ru

© 2012, еженедельная газета «Байкальская Сибирь»

Tags: Россия, газета "Байкальская Сибирь"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments