?

Log in

No account? Create an account

БГ Иркутск

политика начинается здесь

Previous Entry Поделиться Next Entry
Почему не работает закон о запрете курения в поездах?
bg_irkutsk
Прошло почти два месяца с того дня, как на территории России вступил в силу закон, если кратко назвать его, «о запрете курения в поездах дальнего следования». С точки зрения некурящих людей инициатива очень хорошая и даже нужная. Для курильщиков новые нормы неприемлемы. И как результат – в отсутствие альтернативы для курящих людей, штат нарушителей российского законодательства с принятием этого закона резко увеличился. Россияне не спешат отказываться от вредной привычки. Да и следить за соблюдением закона, по сути, некому.
Следить за соблюдение этого закона должны поездные бригады, но, как правило, их работа в этом направлении заканчиваются на том, что они предупреждают пассажиров о запрете курения в тамбурах. Курящие пассажиры, если они в трезвом состоянии, от курения в тамбурах отказывают, но идут курить в туалеты. Надо сказать, это еще хуже, потому что весь дым моментально распространяется по вагону. Пишу об этом, не ссылаясь ни на какие источники, так как сама была свидетелем «выполнения» закона пассажирами, когда ездила в поездах дальнего следования этим летом. Еще одно личное наблюдение. Во время продолжительной поездки, которая длится несколько суток, пассажиры выходят на платформу (что-то прикупить или просто размяться)  два-три раза в день, когда поезд останавливается на крупных станциях. И если раньше можно было спокойно постоять на платформе, ожидая продолжения пути, то сейчас лучше не покидать свое место вовсе. Складывается такое впечатление, что все без исключения курящие пассажиры выходят из вагона и сразу начинают дымить. Остальным людям дышать на платформе просто нечем. И эта картина повторяется от станции к станции.
Что касается подвыпивших пассажиров, то им «море по колено», они курят и в тамбурах. Проводники зачастую не обращают на это внимания. Видимо руководствуясь тем, что связываться с такими людьми себе дороже. Кстати, к разговору о пьяных пассажирах. Еще один момент, если пассажир нарушает правила проезда в железнодорожном транспорте, с проводниками он может договориться. В качестве примера приведу диалог, который лично слышала.
- Девчонки, - обращается к проводникам уже подвыпивший молодой человек, - мы тут немного выпьем с товарищами, а вы не обращайте, пожалуйста, на нас внимания.
- Не обратим, - отвечают «девчонки», - если купите у нас магнитик.
Распитие спиртных напитков в поездах дальнего следования тоже запрещено. Но проводники готовы закрыть на это глаза, если пассажир поможет им выполнить план по продаже сувенирной продукции. Вполне возможно это распространяется и на курящих пассажиров. Я не говорю, что все без исключения проводники таким образом «договариваются» с пассажирами, не сомневаюсь, что в РЖД есть ответственные сотрудники, которые добросовестно выполняют свои обязанности, но, тем не менее, такие случаи тоже имеют место быть.

Так вот. Редакция газеты «Байкальская Сибирь» сделала официальный запрос на имя начальника Восточно-Сибирского  филиала Федеральной пассажирской компании Дмитрия Жария. Мы поинтересовались: «Сколько выявлено  нарушений поездными бригадами ВСЖД за месяц действия пунктов 3 и 12 части 1 статьи 12 ФЗ РФ от 23.02.2013г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего  табачного дыма и последствий потребления табака»?» Сотрудники пресс-службы ФПК в ответ прислали отчеты работников вагонного участка Северобайкальск, вагонного депо Иркутск и из отделения резерва проводников станции Улан-Удэ. Из перечисленных отделений нарушения зафиксировали только работники северобайкальского участка, за месяц их было 13. Штрафы не были выписаны, так как «работники поездных бригад  не уполномочены составлять протоколы и выписывать штрафы нарушителям вышеназванного закона», они только составляют информационные листы. Сотрудники Иркутского депо и отделения резерва проводников ст.Улан-Удэ, за месяц действия закона не зафиксировали ни одного нарушения. Очень сложно поверить, что за этот период в поездах дальнего следования не было ни одного нарушителя.
На вопрос: «Кто же уполномочен составлять протоколы и выписывать штрафы?» нам ответила заместитель начальника отдела обслуживания пассажиров и организации питания в поездах Восточно-Сибирского филиала Татьяна Богаева. Она написала, что «протоколы об административных правонарушениях, составляются начальниками дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальниками линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил об административных правонарушениях, совершенных на железнодорожном транспорте и предусмотренных статьей 6.24 КоАП РФ (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте)».
Учитывая, что крайне редко можно увидеть сотрудника правоохранительных органов в составе поезда, то понятно, почему нарушения не зафиксированы.
Однако есть надежда, что ситуация в ближайшем будущем изменится. 30 июля на сайте радиостанции «Эхо Москвы» появилась информация, со ссылкой на газету «Известия», о том, что РЖД готова запустить специальные вагоны для курильщиков в поездах дальнего следования. Об этом изданию рассказал вице-президент компании Анатолий Мещеряков. Он также уточнил,  что это будет возможным, в случае если в антитабачный закон будут внесены соответствующие смягчающие поправки. «Предположительно вагоны для курильщиков будут отличаться от остальных улучшенной системой вентиляции, а также большей ценой билета. В свою очередь, председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников сообщил, что поправка в антитабачный закон, позволяющая курить в поездах, может быть принята осенью», - говорится в материале «Эхо Москвы».
Напомним, что с 1 июня 2013 года уже действует запрет на курение табака в пригородном железнодорожном транспорте и на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, а также в помещениях железнодорожных вокзалов. Хотя эффект от его работы тот же.
Екатерина Вертинская
© 2014, БГ Иркутск

  • 1
С точки зрения нормально мыслящего некурящего человека - запретить курение в поездах дальнего следования это идиотизм и издевательство, корни которого идут из евротолерантности. Закон, польза которого реально не имеет никакого обоснования. Только умозрительные спекуляции и амбиции - "а мне не по ндраву"
Запретите использование мобильников в транспорте, когда их мощность повышается до максимума, и это будет реальная польза здоровью. Или хотя бы заставьте производителя указывать реально излучаемый уровень мощности в нормальных единицах СИ для всех моделей сотовых телефонов.

  • 1