bg_irkutsk (bg_irkutsk) wrote,
bg_irkutsk
bg_irkutsk

Categories:

Почему жители выступили против «новой взлётки» иркутского аэропорта?

27 февраля в посёлке Патроны Иркутского района закончился «марафон» публичных слушаний по вопросу утверждения проекта генерального плана Ушаковского муниципального образования. До этого в течение трёх дней собрания граждан были проведены в трёх населённых пунктах: 26-го в Новолисихе, 25-го в Горячем Ключе, а 24-го в Пивоварихе. Теперь по результатам высказанных гражданами и внесённых в протоколы замечаний по проекту генплана, местная администрация должна подготовить заключение о результатах публичных слушаний. Далее, согласно Градостроительного кодекса, с учётом этого документа глава Ушаковского МО Александр Кузнецов примет решение о согласии с проектом генплана или же отклонит документ, направив его на доработку. В случае одобрения проект генплана его передадут в местную Думу для утверждения.
Главная интрига важного для территории события (генплан здесь пытаются принять с 2010 года) в том, что, по мнению жителей, проект генплана свёрстан в пользу только одной единственной темы: внесение в документ функциональной зоны под транспортный узел для развития иркутского аэропорта. Об этом говорят те факты, что в документ на рассмотрение жителей внесены перенос дороги мимо села Пивовариха, изменения новой дороги от Пивоварихи в деревню Новолисиху с выходом на Байкальский тракт. Всё это необходимо для реализации плана губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко, о котором он заявлял в середине января. Вот цитата с официального портала Иркутской области от 19 января.
«Губернатор подчеркнул, что аэропорт - ключевой объект инфраструктуры региона, и, получив его в собственность, правительство области сможет создать крупный логистический центр, который объединит все аэродромы области… В планах как реконструкция действующего аэропорта, так и строительство нового пассажирского терминала. Кроме того, рассматривается возможность разворота взлетно-посадочной полосы на 33 градуса относительно существующей», - сообщено в пресс-релизе.
Этот разворот и стал причиной для изменений проекта генплана Ушаковского МО, территория которого граничит с иркутским аэропортом. Первыми, ещё до проведения публичных слушаний, на новость отреагировали иркутское общество «Родословие» и «Мемориал Сибирь». Общественники направили открытое письмо возможному инвестору по строительству иркутского аэропорта руководителю госкорпорации «Ростех» Сергею Чемезову. Вот цитата из письма, опубликованного ИА «Регион» (27 января).
«…одна из проблем аэропорта в Иркутске – частые туманы и крайне сложная глиссада посадки самолетов, которая пересекает весь город по диагонали. Запланированный разворот взлетно-посадочной полосы (ВПП) на 33 градуса эти проблемы никак не решит. Более того, строительство новой ВПП поставит еще ряд проблем. По имеющимся проектам ВПП будет располагаться на месте массовых захоронений узников политических репрессий недалеко от поселка Пивовариха. В 1997 году участку в 170 гектаров, где в 30-х годах прошлого века в ходе сталинских репрессий шли массовые расстрелы и где, по некоторым оценкам, покоится более 30 тысяч человек, присвоен статус – недвижимый памятник истории. Перенос захоронений – дело сложное и трепетное и потребует множество согласований. А учитывая многочисленные авиапроисшествия и катастрофы в небе и на земле Иркутского аэропорта, строительство ВПП на костях выглядит кощунством.
В зону экологического неблагоприятствования попадут более 6 тысяч человек – жители Ушаковского муниципального образования Иркутского района, часть которого предстоит переселять, изымая, либо выкупая из собственности землю со всеми постройками.
Новая ВПП попадет в зону деятельности частей Ракетных войск стратегического назначения, что в последствии может создать существенные проблемы в деятельности аэропортовых служб и безопасности самолетов, заходящих на посадку», - сообщается в письме.
Общественники обратились к Сергею Чемезову, чтобы он мог «внимательно разобраться и оценить риски от предлагаемого губернатором Иркутской области С.В. Ерощенко проекта модернизации «Международного аэропорта Иркутск», поскольку высока вероятность коррупционной составляющей при распределении средств областного и федерального бюджета и при перераспределении земельных участков, а так же не учтены социальные проблемы при переносе захоронений жертв политических репрессий и переселении жителей, попадающих в охранную зону реконструированного аэропорта».
После этого общественники отправили ещё ряд писем в разные инстанции и в адрес губернатора Сергея Ерощенко. Ерощенко опосредованно ответил на страницах «Восточно-Сибирский правды» (ВСП).
«Существует два варианта решения  проблемы. Либо мы цивилизованно переносим Мемориал и делаем его более доступным для людей, либо проектируем полосу таким образом, чтобы она его не задела. Но, честно говоря, я не думаю, что будет правильным ставить крест на развитии этой территории», - сказал губернатор в интервью журналистам ВСП.
И вот в такой атмосфере публичные слушания в Ушаковском МО начались. В самом «спокойном» режиме, по мнению организаторов – Ушаковской администрации, собрание жителей прошли в посёлке Патроны. Из пятидесяти присутствующих критика в адрес документа прозвучала лишь дважды: правозащитник Григорий Красовский рассказал о  коррупционных сделках с земельными участками, которые проект генплана может узаконить, а представитель фонда «Мемориал - Сибирь» Нина Вечер поделилась переживаниями о том, что новый проект генплана ставит под удар мемориальное кладбище. После выступления общественницы один из жителей Патрон всё же задал вопрос о зоне под развитие транспортного узла, но вразумительного ответа не получил. Все остальные замечания, высказанные жителями этого населённого пункта, «новой взлётки» не касались и были включены в протокол публичных слушаний.
В других местах муниципального образования было всё по-другому.
Самое масштабное обсуждение проекта генплана состоялось в посёлке Пивовариха. Местный дом Культуры даже не вместил всех участников. Их по разным оценкам было от 350 до 500 человек. Даже во время основных докладов представителей проектной организации ОАО «Иркутскгражданпроект» население требовало прекратить «вешать лапшу» и перейти к вопросам, среди которых главный был один – кто принял решение о строительстве новой взлётной полосы, которая изменит жизнь нескольких населённых пунктов, и, по сути, прекратит существование мемориала жертвам политических репрессий. Проектировщик, в лице, даже не руководителя, а юриста твердил одно, что это всего лишь выделение зоны под развитие аэропорта и на самом деле проектов развития аэропорта три или даже более, но о них речь не идёт.
Но жители не верили. Они делали заявления о переносе слушаний, поскольку, на их взгляд, проектировщики не достаточно подготовились и не могли конкретно ответить на вопросы. А затем говорили об исключении зоны под развитие транспортного узла из проекта генерального плана.
Убедить собравшихся в зале Дома культуры пытался присутствующий на мероприятии первый заместитель мэра Иркутского района Александр Менг. Он зачитал письмо, подготовленное иркутским аэропортом на обращение мэрии, из которого следует, что лётная инфраструктура будет развиваться только в существующих границах и выделение дополнительных земельных участков не требуется.
Прозвучали вопросы и к Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Руководитель Вадим Литвиненко, который присутствовал на публичных слушаниях, сообщил, что даже если эта территория зонирована под развитие транспортного узла, закон в отношении памятника жертвам политических репрессии будет выполняться.
«Никакое строительство, землеустройство или какая-либо деятельность кроме как сохранение памятника запрещены федеральным законом», - сказал Литвиненко.
Против мнения большинства собравшихся, которые не хотят строительства новой взлётной полосы в границах муниципалитета, выступил председатель иркутской правозащитной организации «Гражданская Инициатива» Михаил Торопов.  Он предложил этот местный вопрос вынести на рассмотрение в Правительство Иркутской области, для чего создать группу представителей территории. Нужно отметить, что Торопов, по сути, во-первых, предложил нарушить Закон о местном самоуправлении, в котором сказано, что вопрос утверждения генерального плана относится к местному значению, а не к региональному. Во-вторых, его правозащитная организация участвует в публичных слушаниях при отсутствии фактически нарушенных прав граждан или организаций, поскольку пока идёт обсуждение проекта. Но если права и будут нарушены в данном случае, то очевидно, что это будут местные жители и родственники жертв политических репрессии, захороненных в Пивоварихе, интересы которых представляют общественные организации: социально-исторический фонд «Мемориал - Сибирь» и историко-просветительное Международное общество «Мемориал». Так чьи же интересы, кроме региональных, пытается защитить правозащитная организация Торопова? Вопрос, не требующий ответа. Стоит добавить, что мнение Торопова поддержал присутствующий на слушаниях руководитель Службы архитектуры, главный архитектор Иркутской области Алексей Буйнов.
Выступление Торопова и его присутствие в окружении молодёжи было встречено местными «не ласково».
Выступающие жители также сообщили, что на территории Пивоварихи появились листовки о том, что  некая инициативная группа предложила собрать рабочую группу для решения вопроса о приведении в порядок Мемориала жертвам политических репрессий. Активисты требуют перезахоронения. Как оказалось, по информации ИА «Альтаир», эта инициатива принадлежит общественной организации «Иркутский исторический некрополь». Организация уже обратилась в мэрию Иркутского района с просьбой учесть их мнение.
В последней части публичных слушаний, когда было предложено выступить всем желающим, жители назвали причину своего неверия в разработку генерального плана именно для пользы жителей. Во-первых, местные власти решили принимать генеральный план после того, как появилась информация о передачи иркутского аэропорта из государственной в областную собственность. Во-вторых, зонирование под развитие транспортного узла на территории Ушаковского муниципального образования, на их взгляд, совпадает с проектом строительства новой взлётно-посадочной полосы аэропорта, которая пройдёт по территории мемориального кладбища и нарушит среду нормальной жизнедеятельности населённых пунктов.
В-третьих, приводились слова из интервью губернатора, который говорит, что существует цивилизованный способ перенесения останков или же изменение направления новой взлётно-посадочной полосы. Это, по их мнению, говорит о том, что губернатор уже настроен на строительство аэропорта в этом направлении, не считаясь с мнением жителей.
Жители деревни Новолисиха, которых в местном клубе собралось около двухсот пятидесяти человек, тоже не хотели слушать основные доклады о развитии своей деревни и муниципального образования в целом и требовали от проектировщиков и главы Александра Кузнецова ответить на один вопрос: будут строить новую взлётно-посадочную полосу иркутского аэропорта на их территории или нет?
Позиция у собравшихся была однозначная: внести изменения в проект генплана и исключить из него зону под развитие транспортного узла иркутского аэропорта. После выступления представителя общества «Мемориал», жители начали активный сбор подписей за исключение соответствующей зоны. Отдельным обращением письмо будет направлено в адрес депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, дум Иркутского района и Ушаковского муниципального образования. Жители Новолисихи уверены, что представители власти обязаны защищать права и интересы своих избирателей.
В посёлке Горячий Ключ глава Александр Кузнецов сообщил собравшимся о трёх причинах проведения публичных слушаний по проекту генплана.
Во-первых, необходимо внести изменения в связи с  реконструкцией Байкальского тракта; во-вторых, Фонду РЖС Правительство РФ передало 116 гектаров земель сельхозназначения под индивидуальную застройку, этот посёлок тоже надо внести в территорию муниципалитета; и в-третьих, вопрос злободневный, часть Ушаковского образования была отведена под транспортную инфраструктуру для расширения иркутского аэропорта и жители должны это обсудить.
Если говорить о стратегии развития посёлка Горячий Ключ, то никакого развития ему не грозит. Населённый пункт, как рассказали разработчики генплана, будет развиваться в прежних границах, при прежнем количестве социальных объектов: школа, детсад, фельдшерско-акушерский пункт и почта. Жителей соседних населённых пунктов Добролёт, Сухой и Поливаниха на публичных слушаниях не было.
Основной вопрос, по которому, как и на первых публичных слушаниях в селе Пивовариха, развернулась оживлённая дискуссия – внесение в генеральный план Ушаковского МО зоны в 400 гектаров под развитие транспортного узла иркутского аэропорта. Под эту зону попадают поселок Пивовариха, деревня Новолисиха, дачное некоммерческое партнерство «Миловиды» и мемориал жертвам политических репрессий.
Чиновники рекомендовали жителям не волноваться, поскольку в ближайшее время строить новую взлётную полосу для аэропорта не собираются. Ответить на вопрос – для чего зону всё же внесли в проект генплана и почему губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко сообщает о развитии иркутского аэропорта – чиновники и проектировщики жителям не смогли. Жители попросили внести в протокол публичных слушаний требование – убрать зону под развитие аэропорта из генплана.
Защитников развития аэропорта на землях Ушаковского муниципального образования в Горячем Ключе не нашлось.
Лично у меня, присутствующего на всех публичных слушаниях, сложилось впечатление, что конечная цель региональных властей – это всего лишь резервирование земли под развитие транспортного узла иркутского аэропорта, чтобы иметь возможность говорить о том, что губернатор Иркутской области развивает аэропорт. Проект с «новой «взлёткой» по всем параметрам неудачен. Он действительно упирается в мемориал-кладбище, обойти которое не так уж просто, а перезахоронить тем более; при этом основные инвесторы – Ростех и Роснефть – не подтверждают свои намерения в финансовом участии; да и проблема безопасности полётов в зоне иркутских туманов изменением направления взлётной полосы не решается.
Остаётся лишь возможность для PR – губернатор развивает аэропорт. В подходящее время от этой идеи губернатор может и отказаться, при этом получив ещё и поддержку населения.
Сергей Королёв
© 2015, газета «Байкальская Сибирь»
Tags: Закрытое правительство Приангарья, Иркутская область, газета "Байкальская Сибирь"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments