?

Log in

No account? Create an account

БГ Иркутск

политика начинается здесь

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Зачем политике культура?
bg_irkutsk
В последнее время политическая жизнь нашего края столь тесно связана со сферой культуры, что, пожалуй, можно вводить в употребление новый термин – «политическая культурология».
Что мы понимаем под словом «культура»? Во-первых, нашу повседневность: как мы говорим, как ведем себя в общественных местах, как выглядим, как управляем личным транспортом и т.п. Во-вторых, систему учреждений культуры: театры, библиотеки, музеи и прочее, где, как нам кажется, люди могут провести свободное время с разной долей пользы. В-третьих, самое редкое определение «культуры» - система наших взглядов на мир: ценности, вера, идеалы. Все это на разных уровнях и с разной силой влияет на нашу оценку действительности, в том числе и политическую. Поэтому особенно приятно, что Иркутск – это город где строится особая конструкция культуры.
Не далее, как грядущей весной, по заверению городских властей, в Иркутске начнется реализация проекта «Иркутские кварталы».
Вкратце идея такова. Первоначально из недр Сибирской лаборатории урбанистки вышел проект «Торговая ось Иркутска», заслуживший внимание экс-мэра Виктора Кондрашова. Фронменом проекта стал предприниматель и общественный деятель Сергей Маяренков. Уход Кондрашова с поста мэра не отразился на статусе проекта, однако  новый градоначальник решил внешне изменить его откровенно маркетинговый характер на культурный, вместе с названием. В «новом» качестве проект стал нравиться даже тем, кто раньше его критиковал, например, газета ВСП. Но что «Ось», что «Кварталы», а суть проекта составляет идея модернизации исторического центра Иркутска: приведение в надлежащий вид памятников архитектуры, и включение их в современные архитектурные комплексы. Точнее, строительство в историческом центре современных торговых площадок, сопровождающееся реставрацией оставленных «для красоты» исторических памятников. Кто был в «сто тридцатом квартале», тот поймет, о чем речь – торговый центр с оформленными «под старину» павильонами. И если вы думаете, что под прикрытием культурных задач, готовится освоение земли и недвижимости, то ошибетесь. Это и есть культура, та культура, которая призвана в дальнейшем формировать мировоззренческие горизонты иркутян. Речь идет не просто о коммерческой застройке, так как объектом выбран исторический центр, а это уже пространство культуры. Историческое архитектурное наследие не нуждается ни в какой инициативе, кроме реставрации, оно ценно само по себе, как заповедник национальной памяти. Тогда как либеральные идеократы не хотят признавать за историческим центром самостоятельное значение, для них его существование возможно только в модернизированном, осовремененном виде, что гарантирует разрыв с традицией. Современные урбанисты, желают конвертировать память в политические и финансовые дивиденды. Креативный Город-рынок - великая либеральная мечта.
И поддерживать строительство этой мечты, в идейно-смысловом плане, призван новый руководитель управления культуры города, бывший министр культуры, Виталий Барышников. Странно то, что он попал в группу бывших соратников Ерощенко, объявленных «командой профессионалов». Министр, в правление которого финансирование отрасли сократилось почти на половину, как-то не дотягивает до положительных оценок. Но если осмотреться и обратить внимание на фигуры, стоящие рядом с ним, многое станет понятно.
Главной из этих фигур, на сегодняшний момент, пожалуй, является Александр Гимельштейн, личность в области более чем известная (председатель Иркутской областной организации Союза журналистов России, президент Байкальской медиа-группы). Гимельштейн неожиданно раскрылся как музейщик-искусствовед, став директором областного Художественного музея. В интервью газете «Иркутск» под названием «Семь музеев в одном» г-н Гимельштейн поведал о своей программе действий в музее и, возможно, в сфере культуры в целом. Уже в самом начале статьи Гимельштейн скромно объясняет: «глава региона предложил мне заняться развитием Художественного музея», тем самым подчеркивая свой особый статус в культурной политике, поскольку он назначен непосредственно губернатором, через голову министра культуры (что добавило Ерощенко электоральной любви работников культуры), и его действиям дан зеленый свет на высшем уровне.
Говоря о конкретных ближайших планах, новый директор обходит молчанием вопрос о концепции музея и стратегии его развития, и весь последующий разговор ведет на уровне начальника экспозиционно-выставочного отдела. Это можно было бы трактовать как доказательство некомпетентности Гимельштейна, однако, правильней предположить сознательное пренебрежение вопросами общего плана, поскольку в этом и заключается либеральная концепция работы в культуре.
Основной идеей и способом вытеснения традиционных культурных ценностей русской цивилизации адептами «открытого общества» выступает тактика паразита, разрушающего целостность культурных явлений и институтов. В случае с Художественным музеем речь идет о разрушении концепции непрерывного системного процесса развития отечественной классической культуры. Говоря о «семи музеях в одном», Гимельштейн подразумевает превращение отдельных направлений и видов изобразительного искусства в самостоятельные и самодостаточные «арт-объекты». В этом случае, оторванные от контекста общей культуры новые «музеи» теряют внутренний смысл и становятся материалом для формулировки и трансляции либеральных культурных идеологем. И пусть вас не обманывает показная забота о шедеврах прошлого, они теперь просто фон, обеспечивающий респектабельность выставочного пространства.
А теперь приложите сказанное в последнем абзаце к проекту «Иркутские кварталы». Удивительное сходство. А если мы вспомним, что «питомцами бизнес-структур» Александра Владимировича являются Вадим Литвиненко, занимающий должность руководителя Службы по охране объектов культурного наследия ИО; Григорий Устинов, глава ОГАУ «ЦСН»; Дмитрий Люстрицкий, директор Краеведческого музея, назначенные все тем же Виталием Барышниковым, то перед нами развернется групповой портрет очередного «уникального творческого коллектива».
Добавим к «кварталам» и музеям непрекращающиеся инициативы по переименованию городских улиц и сооружению памятника либералу Сперанскому и получим политический проект, содержащий в себе не просто идеологическую риторику, но и смысловую, культурную составляющую. Культурный фронт борьбы за власть, объединяющий бюрократию, бизнес и интеллигенцию, решившую стать «креативным классом».
Еще недавно говорить о культуре, как о факторе власти, можно было только на теоретическом уровне. Но сейчас мы – на пороге очередной эпохи перемен, культура выходит из роли объекта государственной культурной политики и сама становится технологией формирования власти.
Но может быть, все вышесказанное всего лишь плод воображения. Нет никаких масштабных гуманитарных технологий, а есть возня не слишком удачливых людей вокруг администрации. Нет власти слов и смысла, и миром по-прежнему  правит админресурс, и старые добрые «бабки». Однако, возможно ли, что наши доводы реальны хотя бы на полпроцента? Наверное, да. И для того чтобы эти полпроцента исключить, новой областной администрации необходимо, для начала, сделать всего лишь три шага.
Первый – инициировать, принятие областного закона об охране историко-архитектурных памятников, о необходимости которого идут разговоры второй десяток лет.
Второй – взять под контроль кадровую политику в учреждениях культуры, обеспечив качественную замену нынешнего директорского корпуса.
Третий – организовать работу по выработке и принятию положения о культурной политики области с внятной системой ценностей и целей.
© 2015, БГ Иркутск
материал опубликован на сайте Эхо Москвы


  • 1

Зачем политике культура?

Пользователь kprf_irkutsk сослался на вашу запись в своей записи «Зачем политике культура?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Зачем политике культура? [...]

Зачем политике культура?

Пользователь skadi_omsk сослался на вашу запись в своей записи «Зачем политике культура?» в контексте: [...] нал взят у в Зачем политике культура? [...]

(Анонимно)
Песенка Саши Гимельштейна спета. Есть основания полагать, что Барышников долго не протянет. Эдельман его задушит в объятьях. не станет Барышникова и все эти ... канут в летУ

  • 1