bg_irkutsk (bg_irkutsk) wrote,
bg_irkutsk
bg_irkutsk

Categories:

Новый проект для Иркутска – Городская торговая площадь


О новом проекте, который можно реализовать в Иркутске всего за четыре года, рассказал «БГ Иркутск» один из авторов, архитектор Игорь Козак (директор ООО «Перспектива+»). Проект, над которым трудились также архитекторы Владислав Войтович, Юлия Шевченко, Надежда Елаго, Виталий Кукалев, Дарья Финакова, Алена Семиусова, а также Руслан Хотулев и Олеся Куцакова, победил в конкурсе «концепции обустройства территории центрального рынка города Иркутска». По информации победителей конкурса, главным элементом их проекта стал пешеход. В разработанной концепции они показали, как можно смягчить наглядный конфликт пешехода и пространства, пешехода и транспорта. И как следствие – повысить качество среды обитания горожанина.
«Года полтора-два тому назад мы попытались выйти на городскую администрацию Иркутска с инициативой, чтобы у нас не просто проводились тендеры на важные городские объекты по 44-ФЗ и отыгрывались только по деньгам, а не по качеству того, что предлагается, а чтобы у нас проводились архитектурные конкурсы на наиболее важные участки или объекты. 
И первый конкурс, который состоялся, на универсальный выставочный центр в городе Иркутске. И мы не ожидали, что довольно много коллег примут участие в этом конкурсе. Думали, что будет три-четыре работы, а работ оказалось семь или восемь.
И вот та тенденция, которая сформировалась – люди нашли возможность бесплатно, там не было никакого призового фонда, были дипломы, показать своё видение этого объекта.
По благоустройству территории вокруг центрального городского рынка – это был третий конкурс, проведённый в городе.         
Появилось две тенденции – одна положительная, количество участников конкурсов не уменьшается (8-10 участников) и участники разные от профессионалов до молодёжи. Уровень материалов, предоставленных на конкурс, тоже становится выше, это очевидно.
Но есть и отрицательная тенденция – администрация города теряет интерес к конкурсам. Если раньше на конкурсах принимал участие в жюри мэр, то теперь у мэра времени нет, и всё идёт по остаточному принципу: кого назначит, того назначит. Причём они приходят на пять-десять минут. Объекты, которые рассматриваются, они могли бы быть для города имиджевыми – это интерес мэра, а не членов его команды. И если у мэра интереса нет, то и у членов его команды интересов нет. Наработанным опытом этих конкурсов можно было пользоваться, но боюсь, что он будет не востребованным.
Нынешний директор городского муниципального рынка раньше был нашим заказчиком. Он попросил меня сделать работы, связанные с благоустройством. Я приехал, посмотрел и сказал, что при всём уважении к нему заниматься этим не буду, считаю, что необходимо делать что-то более стратегическое, надо вообще принципиально посмотреть, что с этим делать. На мой взгляд, шикарное городское место с великолепным потенциалом используется, мягко говоря, для того чтобы просто получать деньги и никто не думает, что это может еще принести городу серьёзную имиджевую составляющую. Я предложил организовать конкурс среди авторских коллективов архитекторов. 
Денег это много стоить не будет – заплатите небольшой призовой фонд, но, может быть, увидите то, что вам понравится. Он шёл долго, мы долго программу формировали этого конкурса. Но, тем не менее, результат оказался очень позитивным.
Все, кто предлагал свои работы, подошли к территории рынка, как к очень важному городскому центру. Это важный факт, что архитекторы понимают значимость этого объекта.
У команд, которые взяли призовые места, подходы и идеи оказались похожи. Все воспринимают рынок и торговый комплекс, как одно целое. Все понимают, что там есть проблема с общественным транспортом. И все понимают, что должен быть новый имидж у этого места. И жури было очень легко судить, поскольку принципы были одинаково предъявлены всем.
Когда мы ещё обсуждали проект у себя в коллективе, я всем говорил: либо мы выходим с какими-то принципами, которые для нас важны, и в этом случае место не так важно, которое мы возьмём, либо мы не выходим вообще. 
И мы мозговым штурмом определили ряд позиций, которые могли бы дать городу интересные решения и после этого решили пойти на этот конкурс. Попали в точку и получили первое место.
Четыре основные идеи. Первая и самая главная – рассматриваем рынок и торговый комплекс, как одно целое, дополнив разными архитектурными объектами эти два сооружения и площадь к нашей пешеходной улице Урицкого. Когда мы думали, как это реализовать, мы в первую очередь убрали павильоны, которые стоят сегодня перед зданием торгового комплекса, а во вторых пошли на смелое решение – убрать автомобильный транспорт в тоннель. В этом случае пешеходная улица Урицкого переходит в площадь. Для людей очень комфортно, не надо бояться автомобилей. Технически это всё реализуемо.

Это решение на будущее. Сделав один раз такое решение, мы получим на всё светлое будущее шикарную городскую площадь, где можно проводить всё, что угодно.
Она подходит для так называемой торговой оси, о которой говорят в администрации.
Мы придумали, что надо рассматривать не только улицу Урицкого, как пешеходную, а улицы Урицкого и Фурье, как единое целое, убрав с Фурье транспорт. Мы предлагаем сделать движение по улице Чехова. Мы получаем две улицы, вокруг которых множество торговых объектов, среди которых может быть такое броуновское движение пешеходов и покупателей. И выходить на площадь, через которую можно проходить к новому городскому рынку.
Второе – мы решили пересмотреть движение транспорта. Была идея когда-то давно сделать возле торгового центра многоуровневую парковку. Мы делаем транспортно-пересадочный узел с остановками для общественного транспорта, а наверху два уровня для парковок. Объект мы наряжаем гирляндами и получаем такое украшение площади. Сегодня там – около двухсот парковок, по нашему решению – около трёхсот. И самое главное – мы выводим туда весь транспорт, общественный, прежде всего.

Третье решение – улицу Тимирязева оставляем сейчас так, как она есть, но только убираем оттуда полностью личный транспорт, оставляя только общественный. Получается улица, совмещенная для пешеходов и общественного транспорта. Оно регулируемое, оно понятное и пешеходам с трамваем или автобусом разойтись гораздо проще, чем с личным автомобилем.

Мы всё делаем в одной плитке, в одном уровне, без барьеров и выход на торговую ось.
Четвёртое решение. Поскольку мы улицу Чехова делаем полноценной для движения транспорта, мы вдоль этой улицы делаем пристрой к рынку, объединяем здание рынка вот с этим пристроим, делаем пассаж и туда переводим уличную розничную торговлю.
В цокольном этаже будут парковки для транспорта. Парковка будет меньше, чем сейчас, но поскольку место там не всегда заполнено, мы считаем, что его хватит. Мы получим возврат улицы Чехова в систему городских улиц.
Мы даже расписали программу, как это можно реализовать. Это вполне реализуемый в течение четырёх лет проект. Мне казалось, что этот проект для мэра можно поднять, как знамя – «я за четыре года это сделаю, вы получите совершенно новую городскую торговую площадь, удобную для всех». Это можно будет всегда предъявить, как результат своего правления. Нужно будет найти заинтересованных лиц, выстроить муниципальную политику, чтобы не частники диктовали, а город. То, что мы сносим, в проекте все компенсируется по площадям», - рассказал Игорь Козак.
© 2016, БГ Иркутск
  
Tags: Иркутск, Иркутская область
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments