Жителям Иркутска, проживающим в посёлке Горького (Селиваниха) и в ближайших к нему садоводствах, удалось «достучаться» до городских властей. Чиновники заявили о готовности исправлять ошибки, которые сделали не только они, но и депутаты Думы, принявшие необоснованное, на взгляд населения, решение.
На 26-ом заседании Думы Иркутска было принято решение от 28 октября 2016 года N 006-20-260430/6 «Об утверждении правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск».
После вступления этих правил в силу, категория земель в части территорий этого посёлка и садоводств была изменена с «садоводств» на «огороды». В связи с этим любое капитальное строительство оказалось под запретом, а регистрация права собственности на уже построенные объекты жилья невозможной.
Ключевым событием, понудившим чиновников мэрии Иркутска заниматься проблемой Селиванихи, стало уведомление на проведение публичного мероприятия в центре Иркутска с заявленным организаторами количеством участников до 1000 человек, которое поступило в мэрию 3 марта.
Вот СКАН уведомления, размещенный в группе «Проблемы Селиванихи».
Последний раз таким количеством на улицы города, с требованиями к властям, выходили только строители (в 2014-2015 годах), которые требовали отставки бывшего губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко.
Заявленный пикет, несмотря на просьбы чиновников его не проводить, состоялся 11 марта на площади «Труда» в Иркутске и собрал, по оценкам СМИ, около трёхсот участников, а по оценкам полиции – около двухсот.
Организаторы выложили видео этого публичного мероприятия с воздуха, чтобы любой желающий мог оценить массовость выступления.
Вот стоп-кадр, размещенный в группе «Проблемы Селиванихи».
Участников могло быть и больше, но власти во время акции в самой Селиванихе открыли консультационный пункт по разъяснению гражданам сложившейся ситуации и путях выхода из нее. Это действие отвлекло от пикета, по разным оценкам, около двухсот человек.
Стоит обратить внимание на тот факт, что за восемь дней, с момента подачи уведомление на проведение публичного мероприятия до самой акции, в переговорном процессе по решению проблемы участвовали преимущественно население, СМИ и городские чиновники (исполнительная власть муниципалитета).
Основные представители горожан по Конституции РФ и федеральным законам – депутаты Думы, общественные организации и политические партии – в решении проблемы не участвовали!
Более того, активность населения и общественный резонанс, который без сомнения возник, обошёл стороной и предвыборную агитацию по довыборам в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному округу №3, в который входит и территория Селиванихи.
Голосование состоится уже 26 марта и ни один кандидат, в особенности представители партии власти - «Единой России» и самой крупной оппозиционной партии – КПРФ, не использовали ситуацию для привлечения внимания к себе среди избирателей посёлка.
Хотя практическая помощь на этом этапе от их предвыборных штабов крайне необходима и избирателям, и самим кандидатам.
Этот факт явственно указывает, что во власть идут люди, которые не имеют практического опыта представления и защиты интересов своих избирателей, это что касается двух основных политических партий. А в отношении остальных кандидатов, участников предвыборной гонки, можно с уверенностью сказать, что они лишь исполняют отведённую им роль в этом спектакле. Эти роли не связаны с тем, чтобы победить.
Иркутянам нужно взять на вооружение тот факт, что институт народного представительства в Иркутске отсутствует.
Подготовка и проведение пикета не принесли его участникам сторонников среди представителей населения, но зато появился ряд публичных обещаний от городских чиновников, которые определяют перспективу решения проблемы.
Итак, заместитель мэра Иркутска Маргарита Ли в интервью ОТР на пикете 11 марта заявила о следующем.
Во-первых, в конце марта (фигурировала также дата 22 марта) «вносим изменения в правила землепользования застройки».
Вероятно, имея в виду, что проект решения Думы, который вернёт категорию земельных участков в посёлке с «огородов» на «садоводства», может быть подготовлен и вынесен на 32-е очередное заседание – 30 марта.
Во-вторых, что «… в дальнейшем мы вносим изменения в генеральный план. Но это такой документ, который требует прохождения согласований не только на областном уровне, но и на уровне Российской Федерации, поэтому это лето».
В-третьих, что «никаких рисков о том, что будет изъят участок, будет снесено строение, о том, что невозможно будет регистрировать право собственности, нет».
В-четвёртых, что «в министерстве природных ресурсов Иркутской области находится на рассмотрении документ, устанавливающий зоны затопления, и проходит он согласования. После того, как этот документ будет принят, и поставлены зоны затопления на кадастровый учет, будет уже тяжело говорить, что на данной территории можно будет строиться».
В-пятых, «мы совместно с жителями подготовили коллективное обращение в министерство природных ресурсов, чтобы зона устанавливалась не по наитию, как это раньше было, а действительно с проведением исследований».
За день до пикета в СМИ был размещён пресс-релиз мэрии о том, что «…механизм возврата земельным участкам садовых некоммерческих товариществ вблизи п. Горького статуса садоводств будет разработан администрацией Иркутска совместно с правительством Иркутской области и владельцами участков».
В официальном документе указывалось, что подготовка изменений в решение Думы по земельным участкам в посёлке, о которых говорила Маргарита Ли, готовятся.
Кроме этого, сообщалось, что чиновники готовят предложения по изменению «зон затопления в пределах п. Горького, которые в ближайшее время направят в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области», и что «в правительство Иркутской области планируется направить предложения по проведению специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, например, возведение дамбы».
В пресс-релизе пресс-службы администрации Иркутска СМИ информировались о необходимости внесения изменений по земельным участках в Селиванихе, которые были сделаны чиновниками и депутатами Думы, следующим фактом:
«…после приведения генерального плана Иркутска в соответствие с действующим градостроительным законодательством путем внесения в него в 2016 году изменений и утверждения их депутатами Думы города, части земельных участков в п. Горького было изменено назначение с садоводческих на огороднические. По информации управления архитектуры и градостроительства администрации города, такая смена была вынужденной мерой. При согласовании изменений на федеральном уровне, МЧС России на основании собственной документации настояло на том, что данная территория попадает в зону затопления, которая исключает возможность капитального строительства. Соответственно, муниципалитет был вынужден внести необходимые изменения».
Это все аргументы, пояснения и порядок действий чиновников, которые были представлены населению Иркутска в период подготовки и проведения пикета «с требованием к городским властям изменить категорию земель с огороднических на садоводческие».
Нужно сразу отметить, что принимать решение Думы, меняя категорию земли с садоводств на огороднические земли, МЧС России не обязывало городские власти.
Федеральное министерство, рассматривая в июне 2015 года проект изменений в генплан Иркутска, предлагало «исключить застройку затапливаемых территорий или предусмотреть конкретные мероприятия по строительству сооружений инженерной защиты при глубине затопления 1,5 метра и выше».
Вот скан этого документа, размещенный в группе «Проблемы Селиванихи».
Городские чиновники, а затем и Дума, приняли решение исключить застройку в данном районе Иркутска, изменив категорию земель! Информация об этом, получившая публичную огласку, и стала поводом для волнений населения.
Это один из фактов отсутствия ответственной работы в интересах населения исполнительной и представительской властями города.
Другой факт, что и с региональной властью мэрия Иркутска (в большей части представительная власть – мэр и депутаты) в интересах населения не взаимодействует. Поэтому обращение к региональному министерству природных ресурсов и экологии от муниципалитета и общественности, по словам заместителя мэра Иркутска Маргариты Ли, чтобы «зона (затопления) устанавливалась не по наитию, как это раньше было, а действительно с проведением исследований», будет пустой тратой времени, рассчитанной лишь на уход чиновников и депутатов Иркутска от реальной ответственности.
Если кратко, то изменение категории земельных участков и работа министерства по зонированию территорий населённых пунктов, возможных для затопления, вообще не связаны и не могут быть в данное время скорректированы.
Пресс-служба губернатора и правительства Иркутской области предоставила комментарий замминистра природных ресурсов и экологии Иркутской области Нины Абариновой. Абаринова сообщает, что по поручению первого заместителя председателя правительства РФ водоохранные зоны, зоны подтопления и затопления населённых пунктов должны быть определены и установлены до 1 марта 2017 года. Работа такая ведётся министерством с 2015-го года, в соответствии с 67.1 статьёй «предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий» Водного кодекса.
По восьмидесяти населённым пунктам, в том числе и города Иркутска, такие работы уже выполнены, и материалы находятся на согласовании в Росгидромете РФ, в Росприроднадзоре, в агентстве природных ресурсов и МЧС РФ.
«После согласования этих документов и границ этих зон, мы отдаём их в регистрацию в Росреестр, где уже будет всем пользователям земельных участков видно, где расположены их участки, которые располагаются на зонах с особым условием использования.
И в соответствии с 67-ой статьёй Водного кодекса запрещается строительство объектов капстроительства, если эти участки не защищены, нет строительства дамб, которые предотвращали негативное воздействие вод на эти объекты социальной сферы и жилого фонда.
На те объекты, которые уже были построены, эти условия не распространяются», - рассказала Нина Абаринова.
Абаринова сообщила также, что если мэрия Иркутска направит обращение – изменить границы этих зон (пока обращения не было), то «выполнять изменения само министерство не будет, поскольку нет оснований».
«Этот документ, который мы заказали, делают специалисты, эти зоны рассчитываются по определённым параметрам, которые установлены постановлением правительства РФ. И мы понимаем, поскольку мы прошли согласование уже четырёх инстанций (Росгидромет, Росприроднадзор, агентство природных ресурсов и МЧС РФ), они выполнены правильно. Сейчас нет оснований по изменению этих границ. Они определяются по многолетним наблюдениям Росгидромета с разной степенью водной обеспеченностью. На код назначения земель это не повлияет, это только накладывает ограничения на земельные участки по зонам с особыми условиями пользования. Строить вы можете, но потом сами несёте ответственность за эти последствия», - добавила Абаринова.
Что необходимо делать сейчас? Чтобы депутаты в марте приняли необходимые изменения по возврату назначения земельных участков в посёлках и садоводствах, инициативная группа жителей Селиванихи должна встретиться со своим депутатом по избирательному округу №1 Светланой Кузнецовой. И уже вместе с ней совместными встречами сформировать мнение всего депутатского корпуса. Это первый шаг.
Второй – понудить городские власти заняться проектированием инженерных сооружений по рекомендации МЧС РФ. Для этого – внести изменения в бюджет города Иркутска и запланировать денежные средства на проведения данных работ.
Третий шаг – вместе с городской властью и региональными депутатами от Иркутска, включая и депутатов Госдумы, провести консультации по софинансированию возведения дамбы, запланировав необходимые средства в программах, финансируемых городом, регионом и федерацией.
После того, как объект будет профинансирован и построен, минприроды региона может вновь обратиться в Москву и изменить границы зон затопления в этом районе Иркутска, чтобы снять обременения в связи с изменениями условий защиты населённых пунктов.
Путь продолжительный, но его надо пройти, чтобы получить желаемый результат. Жаль, что городские власти и депутатский корпус не смогли организовать работу, чтобы решить проблему в интересах населения и упустили время.
© 2017, газета «Байкальская Сибирь»
На 26-ом заседании Думы Иркутска было принято решение от 28 октября 2016 года N 006-20-260430/6 «Об утверждении правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск».
После вступления этих правил в силу, категория земель в части территорий этого посёлка и садоводств была изменена с «садоводств» на «огороды». В связи с этим любое капитальное строительство оказалось под запретом, а регистрация права собственности на уже построенные объекты жилья невозможной.
Ключевым событием, понудившим чиновников мэрии Иркутска заниматься проблемой Селиванихи, стало уведомление на проведение публичного мероприятия в центре Иркутска с заявленным организаторами количеством участников до 1000 человек, которое поступило в мэрию 3 марта.
Вот СКАН уведомления, размещенный в группе «Проблемы Селиванихи».
Последний раз таким количеством на улицы города, с требованиями к властям, выходили только строители (в 2014-2015 годах), которые требовали отставки бывшего губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко.
Заявленный пикет, несмотря на просьбы чиновников его не проводить, состоялся 11 марта на площади «Труда» в Иркутске и собрал, по оценкам СМИ, около трёхсот участников, а по оценкам полиции – около двухсот.
Организаторы выложили видео этого публичного мероприятия с воздуха, чтобы любой желающий мог оценить массовость выступления.
Вот стоп-кадр, размещенный в группе «Проблемы Селиванихи».
Участников могло быть и больше, но власти во время акции в самой Селиванихе открыли консультационный пункт по разъяснению гражданам сложившейся ситуации и путях выхода из нее. Это действие отвлекло от пикета, по разным оценкам, около двухсот человек.
Стоит обратить внимание на тот факт, что за восемь дней, с момента подачи уведомление на проведение публичного мероприятия до самой акции, в переговорном процессе по решению проблемы участвовали преимущественно население, СМИ и городские чиновники (исполнительная власть муниципалитета).
Основные представители горожан по Конституции РФ и федеральным законам – депутаты Думы, общественные организации и политические партии – в решении проблемы не участвовали!
Более того, активность населения и общественный резонанс, который без сомнения возник, обошёл стороной и предвыборную агитацию по довыборам в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному округу №3, в который входит и территория Селиванихи.
Голосование состоится уже 26 марта и ни один кандидат, в особенности представители партии власти - «Единой России» и самой крупной оппозиционной партии – КПРФ, не использовали ситуацию для привлечения внимания к себе среди избирателей посёлка.
Хотя практическая помощь на этом этапе от их предвыборных штабов крайне необходима и избирателям, и самим кандидатам.
Этот факт явственно указывает, что во власть идут люди, которые не имеют практического опыта представления и защиты интересов своих избирателей, это что касается двух основных политических партий. А в отношении остальных кандидатов, участников предвыборной гонки, можно с уверенностью сказать, что они лишь исполняют отведённую им роль в этом спектакле. Эти роли не связаны с тем, чтобы победить.
Иркутянам нужно взять на вооружение тот факт, что институт народного представительства в Иркутске отсутствует.
Подготовка и проведение пикета не принесли его участникам сторонников среди представителей населения, но зато появился ряд публичных обещаний от городских чиновников, которые определяют перспективу решения проблемы.
Итак, заместитель мэра Иркутска Маргарита Ли в интервью ОТР на пикете 11 марта заявила о следующем.
Во-первых, в конце марта (фигурировала также дата 22 марта) «вносим изменения в правила землепользования застройки».
Вероятно, имея в виду, что проект решения Думы, который вернёт категорию земельных участков в посёлке с «огородов» на «садоводства», может быть подготовлен и вынесен на 32-е очередное заседание – 30 марта.
Во-вторых, что «… в дальнейшем мы вносим изменения в генеральный план. Но это такой документ, который требует прохождения согласований не только на областном уровне, но и на уровне Российской Федерации, поэтому это лето».
В-третьих, что «никаких рисков о том, что будет изъят участок, будет снесено строение, о том, что невозможно будет регистрировать право собственности, нет».
В-четвёртых, что «в министерстве природных ресурсов Иркутской области находится на рассмотрении документ, устанавливающий зоны затопления, и проходит он согласования. После того, как этот документ будет принят, и поставлены зоны затопления на кадастровый учет, будет уже тяжело говорить, что на данной территории можно будет строиться».
В-пятых, «мы совместно с жителями подготовили коллективное обращение в министерство природных ресурсов, чтобы зона устанавливалась не по наитию, как это раньше было, а действительно с проведением исследований».
За день до пикета в СМИ был размещён пресс-релиз мэрии о том, что «…механизм возврата земельным участкам садовых некоммерческих товариществ вблизи п. Горького статуса садоводств будет разработан администрацией Иркутска совместно с правительством Иркутской области и владельцами участков».
В официальном документе указывалось, что подготовка изменений в решение Думы по земельным участкам в посёлке, о которых говорила Маргарита Ли, готовятся.
Кроме этого, сообщалось, что чиновники готовят предложения по изменению «зон затопления в пределах п. Горького, которые в ближайшее время направят в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области», и что «в правительство Иркутской области планируется направить предложения по проведению специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, например, возведение дамбы».
В пресс-релизе пресс-службы администрации Иркутска СМИ информировались о необходимости внесения изменений по земельным участках в Селиванихе, которые были сделаны чиновниками и депутатами Думы, следующим фактом:
«…после приведения генерального плана Иркутска в соответствие с действующим градостроительным законодательством путем внесения в него в 2016 году изменений и утверждения их депутатами Думы города, части земельных участков в п. Горького было изменено назначение с садоводческих на огороднические. По информации управления архитектуры и градостроительства администрации города, такая смена была вынужденной мерой. При согласовании изменений на федеральном уровне, МЧС России на основании собственной документации настояло на том, что данная территория попадает в зону затопления, которая исключает возможность капитального строительства. Соответственно, муниципалитет был вынужден внести необходимые изменения».
Это все аргументы, пояснения и порядок действий чиновников, которые были представлены населению Иркутска в период подготовки и проведения пикета «с требованием к городским властям изменить категорию земель с огороднических на садоводческие».
Нужно сразу отметить, что принимать решение Думы, меняя категорию земли с садоводств на огороднические земли, МЧС России не обязывало городские власти.
Федеральное министерство, рассматривая в июне 2015 года проект изменений в генплан Иркутска, предлагало «исключить застройку затапливаемых территорий или предусмотреть конкретные мероприятия по строительству сооружений инженерной защиты при глубине затопления 1,5 метра и выше».
Вот скан этого документа, размещенный в группе «Проблемы Селиванихи».
Городские чиновники, а затем и Дума, приняли решение исключить застройку в данном районе Иркутска, изменив категорию земель! Информация об этом, получившая публичную огласку, и стала поводом для волнений населения.
Это один из фактов отсутствия ответственной работы в интересах населения исполнительной и представительской властями города.
Другой факт, что и с региональной властью мэрия Иркутска (в большей части представительная власть – мэр и депутаты) в интересах населения не взаимодействует. Поэтому обращение к региональному министерству природных ресурсов и экологии от муниципалитета и общественности, по словам заместителя мэра Иркутска Маргариты Ли, чтобы «зона (затопления) устанавливалась не по наитию, как это раньше было, а действительно с проведением исследований», будет пустой тратой времени, рассчитанной лишь на уход чиновников и депутатов Иркутска от реальной ответственности.
Если кратко, то изменение категории земельных участков и работа министерства по зонированию территорий населённых пунктов, возможных для затопления, вообще не связаны и не могут быть в данное время скорректированы.
Пресс-служба губернатора и правительства Иркутской области предоставила комментарий замминистра природных ресурсов и экологии Иркутской области Нины Абариновой. Абаринова сообщает, что по поручению первого заместителя председателя правительства РФ водоохранные зоны, зоны подтопления и затопления населённых пунктов должны быть определены и установлены до 1 марта 2017 года. Работа такая ведётся министерством с 2015-го года, в соответствии с 67.1 статьёй «предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий» Водного кодекса.
По восьмидесяти населённым пунктам, в том числе и города Иркутска, такие работы уже выполнены, и материалы находятся на согласовании в Росгидромете РФ, в Росприроднадзоре, в агентстве природных ресурсов и МЧС РФ.
«После согласования этих документов и границ этих зон, мы отдаём их в регистрацию в Росреестр, где уже будет всем пользователям земельных участков видно, где расположены их участки, которые располагаются на зонах с особым условием использования.
И в соответствии с 67-ой статьёй Водного кодекса запрещается строительство объектов капстроительства, если эти участки не защищены, нет строительства дамб, которые предотвращали негативное воздействие вод на эти объекты социальной сферы и жилого фонда.
На те объекты, которые уже были построены, эти условия не распространяются», - рассказала Нина Абаринова.
Абаринова сообщила также, что если мэрия Иркутска направит обращение – изменить границы этих зон (пока обращения не было), то «выполнять изменения само министерство не будет, поскольку нет оснований».
«Этот документ, который мы заказали, делают специалисты, эти зоны рассчитываются по определённым параметрам, которые установлены постановлением правительства РФ. И мы понимаем, поскольку мы прошли согласование уже четырёх инстанций (Росгидромет, Росприроднадзор, агентство природных ресурсов и МЧС РФ), они выполнены правильно. Сейчас нет оснований по изменению этих границ. Они определяются по многолетним наблюдениям Росгидромета с разной степенью водной обеспеченностью. На код назначения земель это не повлияет, это только накладывает ограничения на земельные участки по зонам с особыми условиями пользования. Строить вы можете, но потом сами несёте ответственность за эти последствия», - добавила Абаринова.
Что необходимо делать сейчас? Чтобы депутаты в марте приняли необходимые изменения по возврату назначения земельных участков в посёлках и садоводствах, инициативная группа жителей Селиванихи должна встретиться со своим депутатом по избирательному округу №1 Светланой Кузнецовой. И уже вместе с ней совместными встречами сформировать мнение всего депутатского корпуса. Это первый шаг.
Второй – понудить городские власти заняться проектированием инженерных сооружений по рекомендации МЧС РФ. Для этого – внести изменения в бюджет города Иркутска и запланировать денежные средства на проведения данных работ.
Третий шаг – вместе с городской властью и региональными депутатами от Иркутска, включая и депутатов Госдумы, провести консультации по софинансированию возведения дамбы, запланировав необходимые средства в программах, финансируемых городом, регионом и федерацией.
После того, как объект будет профинансирован и построен, минприроды региона может вновь обратиться в Москву и изменить границы зон затопления в этом районе Иркутска, чтобы снять обременения в связи с изменениями условий защиты населённых пунктов.
Путь продолжительный, но его надо пройти, чтобы получить желаемый результат. Жаль, что городские власти и депутатский корпус не смогли организовать работу, чтобы решить проблему в интересах населения и упустили время.
© 2017, газета «Байкальская Сибирь»