Смонтированный и выданный в эфир «России 24» фрагмент беседы Путина и губернатора Иркутской области Сергея Левченко о строительстве дороги на острове Ольхон полностью исказил суть происходящего на совещании по вопросам развития Байкальской природной территории, которое состоялось 4 августа в посёлке Танхой в Бурятии. Тем не менее, очевидно, что глава государства был настроен критиковать губернатора.
Вот полный текст обсуждения строительства дороги на Ольхоне по стенограмме с совещания:
В.Путин: Дорогу-то как построить?
С.Донской: С коллегой ещё встретимся. В данном случае тема дороги, как мы у себя разбирались, на самом деле достаточно давно возникла. Коллеги сейчас обратились, чтобы посмотрели, где можно оптимизировать, где можно взять щебень. Конкретно посмотрим.
В.Путин: Вопрос в чём? Вопрос в том, чтобы туда щебень довозить? Вопрос не в том, чтобы разрешить строительство дороги?
С.Донской: Нет, дорогу можно построить.
В.Путин: Вы хотите выкопать там огромную яму, чтобы построить дорогу?
С.Левченко: Нет. Там достаточно недалеко – не за пределами Центральной экологической зоны, не за 200 километров – есть территории, где можно взять… Мы же дорогу до острова построили уже, причём с асфальтированным покрытием, но по самому острову не можем построить, потому что нет карьера. Рядом есть, в пределах этих 200 километров, но не везти же.
С.Донской: Мы с коллегой тогда рассмотрим.
В.Путин: Секундочку, а как вы рассмотрите? Мы сейчас разойдёмся, и Вы будете рассматривать ещё лет десять, потом на пенсию пойдёте, скажете: всё, меня уже не касается. Вам же понятно, в чём проблема. Нужно менять этот перечень?
С.Левченко: Да, включить в перечень.
В.Путин: Если мы сейчас включим в перечень, потом все будут рыть ямы по берегам Байкала – вот в чём проблема.
С.Левченко: Без разрешения, Владимир Владимирович, они всё равно не будут.
В.Путин: Как без разрешения?
С.Левченко: Всё равно контролирующая роль органов, которые должны согласовывать.
В.Путин: Сколько стоит туда завезти песок, щебень, для того чтобы не нарушать установленных правил?
С.Левченко: Мне трудно навскидку сказать, остров большой. До столицы, до Хужира, 40 километров по самому острову. Плюс если через паром и те 200 километров, по которым нужно из‑за пределов Центральной экологической зоны везти, я думаю, что это раза в 3 –3,5 увеличивается стоимость.
В.Путин: Скажите, пожалуйста, а карьер, о котором Вы сказали, он когда-то функционировал?
С.Левченко: Да.
В.Путин: Там есть карьер?
С.Левченко: Да, не на острове, а рядом.
В.Путин: То есть это когда-то был действующий карьер и его просто закрыли?
С.Левченко: Да, совершенно верно.
В.Путин: Когда его закрыли?
С.Левченко: С введением закона.
В.Путин: Когда это было?
С.Левченко: Закон введён был в 1996 году.
В.Путин: До этого работал как карьер?
С.Левченко: Да.
С.Донской: Владимир Владимирович, нужно конкретно посмотреть, о чём идёт речь, карьер я имею в виду.
В.Путин: Карьер – он и есть карьер. Там что, щебень?
С.Левченко: Щебень, да.
С.Донской: То есть можно ли оттуда ещё брать, какие объёмы? Непонятно, в каком состоянии этот карьер, и что оттуда можно взять.
В.Путин: А сколько нужно завезти щебня?
С.Левченко: Опять же навскидку сказать трудно – смотря какой класс дороги. Если будет самый низкий…
В.Путин: Сергей Георгиевич, Вы нас ставите в трудное положение, потому что Вы говорите, что увеличится стоимость, но насколько она увеличится конкретно – Вы не знаете. Какой нужен объём щебня – Вы ответить не можете. А как принять решение?
С.Левченко: Дело в том, что если возить из‑за пределов Центральной экологической зоны, то мы автоматически никакую экспертизу не пройдём.
В.Путин: Экспертизу чего?
С.Левченко: Экспертизу проекта дороги.
В.Путин: Почему?
С.Левченко: Потому что стоимость будет далеко за пределами существующих рамок.
В.Путин: Это другой вопрос. Имея в виду уникальность ситуации, тут как раз решение принять легче – это вопрос только денег. А то, что Вы просите, это вопрос защиты озера Байкал.
Я понимаю Ваши озабоченности как хозяйственного руководителя, связанные с лишними тратами, но надо понять, каковы они. Может быть, легче заплатить чуть побольше, а мы Вам могли бы помочь в этом, но я должен понять, сколько это стоит.
С.Левченко: Можно и так, Владимир Владимирович. Но с учётом того, что дорогу, я повторяю, до самого острова, до места, где паромная переправа, мы сделали относительно недавно, и это тоже в Центральной экологической зоне, то я думаю, что это просто самый оптимальный вариант решения – ещё раз из этого карьера взять.
В.Путин: А вы брали из этого карьера?
С.Левченко: Да, совершенно верно.
В.Путин: А как же вы брали, если это запрещено?
С.Левченко: А разрешение действовало до закона.
В.Путин: До 1996 года?
С.Левченко: Да. Эта дорога строилась, наверное, с середины 80‑х годов.
В.Путин: 1996 год, когда запретили законом, – это было когда уже, 20 лет назад.
С.Левченко: 20 лет назад, да.
В.Путин: А Вы говорите: построили дорогу недавно.
С.Левченко: Асфальт сделали по этой дороге и сделали ту планировку, которую мы можем в пределах законодательства…
В.Путин: Вы же не могли положить асфальт на покрытие, на подушку, которая была 20 лет назад положена.
С.Левченко: Нет, Владимир Владимирович, мы сделали необходимую планировку. Там была гравийка. Мы сделали необходимую планировку, утрамбовали, для того чтобы сделать асфальт, и положили последний кусок, десять километров, в прошлом году.
В.Путин: Давайте посмотрите.
Первое, что я могу сказать, хочу сказать и должен сказать: дорога должна быть сделана. Вопрос только цены. Или мы заплатим эту цену за счёт Байкала, и вы дальше будете разрабатывать карьер, или мы заплатим из бюджета – просто дадим немножко больше денег, и завезёте туда больше гравия, вот и всё. Посчитайте, сколько это стоит.
«Прямая линия» была в июне. Июнь, июль, август – можно было бы уже и посчитать. Сергей Георгиевич, посчитайте, пожалуйста.
С.Левченко: Это, конечно, элементарно, Владимир Владимирович. Просто я думал, что мы другим путём пойдём. Хорошо, договорились, сделаю буквально к понедельнику.
В.Путин: Давайте. Прикиньте и дайте нам информацию о том, сколько это стоит. Сергей Ефимович посмотрит.
(Обращаясь к С.Донскому.) За это же время я Вас прошу посмотреть, в каком состоянии этот карьер, можно ли сделать исключение, насколько это будет действительно серьёзным ущербом.
С.Донской: Всё сделаем. Скорее всего, найдём другое решение.
В.Путин: За эти 20 лет карьер не использовался никак? Там уже, наверное, всё заросло.
С.Донской: Поэтому и надо посмотреть, что там вообще есть, есть ли такой объём ПГС.
В.Путин: Давайте сделайте.
С.Донской: Хорошо.
Вот полный текст обсуждения строительства дороги на Ольхоне по стенограмме с совещания:
В.Путин: Дорогу-то как построить?
С.Донской: С коллегой ещё встретимся. В данном случае тема дороги, как мы у себя разбирались, на самом деле достаточно давно возникла. Коллеги сейчас обратились, чтобы посмотрели, где можно оптимизировать, где можно взять щебень. Конкретно посмотрим.
В.Путин: Вопрос в чём? Вопрос в том, чтобы туда щебень довозить? Вопрос не в том, чтобы разрешить строительство дороги?
С.Донской: Нет, дорогу можно построить.
В.Путин: Вы хотите выкопать там огромную яму, чтобы построить дорогу?
С.Левченко: Нет. Там достаточно недалеко – не за пределами Центральной экологической зоны, не за 200 километров – есть территории, где можно взять… Мы же дорогу до острова построили уже, причём с асфальтированным покрытием, но по самому острову не можем построить, потому что нет карьера. Рядом есть, в пределах этих 200 километров, но не везти же.
С.Донской: Мы с коллегой тогда рассмотрим.
В.Путин: Секундочку, а как вы рассмотрите? Мы сейчас разойдёмся, и Вы будете рассматривать ещё лет десять, потом на пенсию пойдёте, скажете: всё, меня уже не касается. Вам же понятно, в чём проблема. Нужно менять этот перечень?
С.Левченко: Да, включить в перечень.
В.Путин: Если мы сейчас включим в перечень, потом все будут рыть ямы по берегам Байкала – вот в чём проблема.
С.Левченко: Без разрешения, Владимир Владимирович, они всё равно не будут.
В.Путин: Как без разрешения?
С.Левченко: Всё равно контролирующая роль органов, которые должны согласовывать.
В.Путин: Сколько стоит туда завезти песок, щебень, для того чтобы не нарушать установленных правил?
С.Левченко: Мне трудно навскидку сказать, остров большой. До столицы, до Хужира, 40 километров по самому острову. Плюс если через паром и те 200 километров, по которым нужно из‑за пределов Центральной экологической зоны везти, я думаю, что это раза в 3 –3,5 увеличивается стоимость.
В.Путин: Скажите, пожалуйста, а карьер, о котором Вы сказали, он когда-то функционировал?
С.Левченко: Да.
В.Путин: Там есть карьер?
С.Левченко: Да, не на острове, а рядом.
В.Путин: То есть это когда-то был действующий карьер и его просто закрыли?
С.Левченко: Да, совершенно верно.
В.Путин: Когда его закрыли?
С.Левченко: С введением закона.
В.Путин: Когда это было?
С.Левченко: Закон введён был в 1996 году.
В.Путин: До этого работал как карьер?
С.Левченко: Да.
С.Донской: Владимир Владимирович, нужно конкретно посмотреть, о чём идёт речь, карьер я имею в виду.
В.Путин: Карьер – он и есть карьер. Там что, щебень?
С.Левченко: Щебень, да.
С.Донской: То есть можно ли оттуда ещё брать, какие объёмы? Непонятно, в каком состоянии этот карьер, и что оттуда можно взять.
В.Путин: А сколько нужно завезти щебня?
С.Левченко: Опять же навскидку сказать трудно – смотря какой класс дороги. Если будет самый низкий…
В.Путин: Сергей Георгиевич, Вы нас ставите в трудное положение, потому что Вы говорите, что увеличится стоимость, но насколько она увеличится конкретно – Вы не знаете. Какой нужен объём щебня – Вы ответить не можете. А как принять решение?
С.Левченко: Дело в том, что если возить из‑за пределов Центральной экологической зоны, то мы автоматически никакую экспертизу не пройдём.
В.Путин: Экспертизу чего?
С.Левченко: Экспертизу проекта дороги.
В.Путин: Почему?
С.Левченко: Потому что стоимость будет далеко за пределами существующих рамок.
В.Путин: Это другой вопрос. Имея в виду уникальность ситуации, тут как раз решение принять легче – это вопрос только денег. А то, что Вы просите, это вопрос защиты озера Байкал.
Я понимаю Ваши озабоченности как хозяйственного руководителя, связанные с лишними тратами, но надо понять, каковы они. Может быть, легче заплатить чуть побольше, а мы Вам могли бы помочь в этом, но я должен понять, сколько это стоит.
С.Левченко: Можно и так, Владимир Владимирович. Но с учётом того, что дорогу, я повторяю, до самого острова, до места, где паромная переправа, мы сделали относительно недавно, и это тоже в Центральной экологической зоне, то я думаю, что это просто самый оптимальный вариант решения – ещё раз из этого карьера взять.
В.Путин: А вы брали из этого карьера?
С.Левченко: Да, совершенно верно.
В.Путин: А как же вы брали, если это запрещено?
С.Левченко: А разрешение действовало до закона.
В.Путин: До 1996 года?
С.Левченко: Да. Эта дорога строилась, наверное, с середины 80‑х годов.
В.Путин: 1996 год, когда запретили законом, – это было когда уже, 20 лет назад.
С.Левченко: 20 лет назад, да.
В.Путин: А Вы говорите: построили дорогу недавно.
С.Левченко: Асфальт сделали по этой дороге и сделали ту планировку, которую мы можем в пределах законодательства…
В.Путин: Вы же не могли положить асфальт на покрытие, на подушку, которая была 20 лет назад положена.
С.Левченко: Нет, Владимир Владимирович, мы сделали необходимую планировку. Там была гравийка. Мы сделали необходимую планировку, утрамбовали, для того чтобы сделать асфальт, и положили последний кусок, десять километров, в прошлом году.
В.Путин: Давайте посмотрите.
Первое, что я могу сказать, хочу сказать и должен сказать: дорога должна быть сделана. Вопрос только цены. Или мы заплатим эту цену за счёт Байкала, и вы дальше будете разрабатывать карьер, или мы заплатим из бюджета – просто дадим немножко больше денег, и завезёте туда больше гравия, вот и всё. Посчитайте, сколько это стоит.
«Прямая линия» была в июне. Июнь, июль, август – можно было бы уже и посчитать. Сергей Георгиевич, посчитайте, пожалуйста.
С.Левченко: Это, конечно, элементарно, Владимир Владимирович. Просто я думал, что мы другим путём пойдём. Хорошо, договорились, сделаю буквально к понедельнику.
В.Путин: Давайте. Прикиньте и дайте нам информацию о том, сколько это стоит. Сергей Ефимович посмотрит.
(Обращаясь к С.Донскому.) За это же время я Вас прошу посмотреть, в каком состоянии этот карьер, можно ли сделать исключение, насколько это будет действительно серьёзным ущербом.
С.Донской: Всё сделаем. Скорее всего, найдём другое решение.
В.Путин: За эти 20 лет карьер не использовался никак? Там уже, наверное, всё заросло.
С.Донской: Поэтому и надо посмотреть, что там вообще есть, есть ли такой объём ПГС.
В.Путин: Давайте сделайте.
С.Донской: Хорошо.