
Есть у Корнея Чуковского, советского поэта, детское стихотворение «Тараканище». Сюжет прост. Таракан встал на пригорок и стал казаться всем зверям важным и непобедимым.
Это насекомое долго держало всех в страхе и стабильно бесчинствовало. Звери роптали, грустили, но подчинялись. Но вдруг, откуда не возьмись, прилетел воробей и склевал таракана. И словами советского поэта: «То-то рада, то-то рада вся звериная семья, прославляют, поздравляют удалого воробья!»
В общем, обычный воробей принёс в звериный мир избавление от гнёта и провозгласил новую жизнь, которую Корней Чуковский в своём стихотворении не описывает.
Этот самый антигерой напомнил мне нашего президента, который сегодня провёл свою большую пресс-конференцию по итогам года.
Никто, конечно, по аналогии с антигероем стихотворения его не склевал. Но то, что пустотой от него в этот раз откровенно повеяло, заметили не только приглашённые и выразили это своим поведением, но, наверняка, и телезрители.
Публика не встретила Путина бурными аплодисментами, а предпочла фиксировать мгновения его появления и шаги к трибунному столику на мобильные устройства и фотоаппараты. Что такого эксклюзивного они могли сфотографировать и запечатлеть – непонятно. Хотя может – развязанный шнурок на ботинке или пятнышко на пиджаке. Этот невероятный факт вполне мог бы прославить конкретного журналиста, и кроме того, «облайкать» его пост в соцсети и «до смерти» замучить «перепостами».
Но Путин дошёл до трибунного стола, сел в кресло и сказал, что готов отвечать на вопросы, без всякого вступительного слова. Видимо, к третьему сроку президентства, который, вероятно, для Путина наступит, уже хочется больше молчать.
Ближе к концу трёх часовой пресс-говорильни, вместо конкретных ответов на поставленные вопросы, коллеги-журналисты стали всё больше превращать паузы между ответами в ор. В большинстве, каждый из них старался привлечь к себе внимание громкими возгласами или же несуразными фразами на плакатах, чтобы быть замеченными самим Путиным или же его пресс-секретарём, и задать свой вопрос. Тем самым, возможно, просто «оплатить» расходы на поездку перед спонсорами или даже получить премию по прибытию. Для многих Путин – это реальная возможность заработка, вне условий – критикуешь ли ты его или же составляешь так называемый «кремлёвский пул».
В отсутствии глобальных альтернативных мнений развития страны (левой прессы в пресс-зале не было), накануне выборов президента, пресс-тусовка напоминала междусобойчик партии «Безальтернативный, измученный Сирией внимательный и добрый Путин».
В связи с этим, когда в начале пресс-конференции стало ясно, что в зале присутствует потенциальный кандидат в президенты и журналист Ксения Собчак, у участников и телезрителей появилась возможность наблюдать обострение шоу. Возникла интрига – дадут ли ей возможность задать вопрос, и что она спросит. И вот, Собчак спросила… Про Навального, конечно, и про политическую конкуренцию, которою президент, по её мнению, должен сделать возможной.
Путин всем своим видом, говоря с Собчак (не путать с ответом на вопросы Собчак, ответов не было), подчёркивал доброе пренебрежение к тем словам, которые она произносила. Он называл её «Собчак-против всех», а фамилии Навального даже не произносил, наделив его, видимо, условным выражением «наш Саакашвили (бывший президент Грузии, бывший сторонник украинского президента)». Толпа журналистов позволила ему (и даже одобряла) вести разговор в таком тоне, типа: «Вы что хотите, дестабилизации?» или «У вас нет ясной программы позитивных действий».
Безусловно, это разговор не политических оппонентов, это разговор представителей «одного поля ягоды» – мол, «сам дурак».
В общем, вопроса от «воробья» (большинства населения РФ, которое устало от отсутствия признаков будущего, несправедливости, безыдейности и лжи) не поступило. Не та площадка. «Воробью» из советского стихотворения возможности для политической конкуренции не нужны, он знает, что делать, и уверен в том, что прав.
Фото с сайта http://kidtale.ru
© 2017, БГ Иркутск