bg_irkutsk (bg_irkutsk) wrote,
bg_irkutsk
bg_irkutsk

Category:

К Заксобранию Приангарья подан иск о нарушении избирательных прав

Сегодня Иркутский областной суд рассмотрел административный иск от иркутян о нарушении их прав быть избранными в государственные органы власти. Ответчиком выступает Законодательное Собрание Иркутской области, которое приняло областной закон  «О выборах депутатов Законодательного Собрания». Истцы указывают на тот факт, что данный закон ограничивает участие в управлении делами государства и общества представителям социально-незащищённых групп населения и населения с небольшим достатком.

На суде представитель одного из истцов – председатель иркутского регионального отделения партии «Патриоты России» Василий Проничев высказал довод о том, что, по сути, требование сбора подписей (до 3000 подписей) кандидатами в депутаты в крупных избирательных округах  является непреодолимым барьером для большинства кандидатов от непарламентских партий баллотироваться.

Суд, выслушав доводы истца и ответчика, взял перерыв до 4 июня.

Василий Проничев подал в Иркутский областной суд ходатайство – отложить данное административное дело. Вот его фрагмент:
«Дело № 3а-88/2018
ХОДАТАЙСТВО
о приостановлении производства по административному делу №3а-88/2018 и направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации  о проверке конституционности подлежащих применению в данном деле положений пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ)
В производстве Иркутского областного суда находится административное дело №3а-88/2018 по административным исковым заявлениям Тетерина В.А. и Пономаренко Д.Н. к Законодательному Собранию Иркутской области о признании недействующими с момента издания положений абзаца первого части 2 статьи 38 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011г. №18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области»
При рассмотрении данного административного дела подлежат применению положения пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (опубликован в СЗ РФ 2002 №24 СТ 2253), гласящие, что на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата выдвинутого по одномандатному избирательному округу составляет 3% от числа избирателей зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Считаем, что существует неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли процитированные положения Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»  Конституции Российской Федерации её статьям 1 (часть 1), 2, 3 (часть 3), 5, 19 (часть 2), 32 (часть 2), 55 (части 2 и 3) в их системно-правовом единстве и взаимосвязи.
Своё утверждение подкрепляем следующими доводами и аргументами.
Рассматриваемое нами законоположение, как по своему буквальному смыслу, так и по смыслу, придаваемому ему сложившейся практикой  устанавливает заградительный барьер для регистрации кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в виде 3% подписей от числа избирателей в одномандатном (многомандатном) избирательном округе. Указанный процент одинаков во всех субъектах Российской Федерации, независимо от численности избирателей в них и количества депутатских мандатов, замещаемых по мажоритарной системе. В результате для того, чтобы участвовать в выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, которые состоятся 9 сентября 2018г. необходимо собрать в Республике Хакасия 400-500 подписей избирателей, в Республике Саха (Якутия) 400-550 подписей избирателей, в Республике Бурятия 500-700 подписей избирателей, в Забайкальском крае 900-1050 подписей избирателей, в Смоленской области 930-1080 подписей избирателей, в Архангельской области 990-1350 подписей избирателей,  в Ярославской области 1140-1350 подписей избирателей, в Республике Башкортостан 1500-1800 подписей избирателей, тогда как в Иркутской области 2500-3000 подписей избирателей.
Это находится в вопиющем противоречии с конституционными принципами федеративного устройства Российского государства и равноправия составляющих его субъектов, поскольку предусматриваемая Конституцией РФ политическая децентрализация не может быть построена на принципах отвлеченного математического равенства субъектов, а должна соотноситься с конкретной обстановкой децентрализуемого региона.
По причине отсутствия разумной дифференциации субъектов Российской Федерации  в положениях пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», граждане РФ,(в том числе и административные истцы по настоящему делу), проживающие в таких  субъектах федерации как Иркутская область, где небольшое число одномандатных избирательных округов сочетается со значительным населением и протяженностью территории, оказались поставлены в гораздо худшие условия по сравнению с гражданами, проживающими в субъектах федерации с небольшим населением и значительным числом одномандатных избирательных округов, поскольку первые вынуждены собирать в несколько раз большее число подписей за то же время (45 дней).
Таким образом, положения пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона от
12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вводят дискриминацию граждан по признаку места жительства, что противоречит части статьи 19 Конституции РФ, гласящей: государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Кроме того, применительно к ситуации, сложившейся в Иркутской области следует констатировать, что положения пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»  посягают на само существо права граждан, не принадлежащих к так называемым парламентским партиям избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32 Конституции РФ). Тем самым нарушаются предписания частей 2 и 3 статьи 55 Конституции, согласно которым в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 
В соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции РФ Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с частью 3 статьи 15 КАС РФ, если при разрешении административного дела суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом административном деле Конституции Российской Федерации, он обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона. В этом случае производство по административному делу приостанавливается пункта 5 части 1 статьи 190 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.5 ст.190 КАС РФ суд обязан приостановить производство по административному делу в случае обращения суда в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии закона, подлежащего применению в данном административном деле Конституции Российской Федерации (до вступления в законную силу судебного акта).
На основании изложенного и руководствуясь ч.4 ст.125 Конституции РФ, ч.3 ст.15, п.5 ч.1 ст.190 КАС РФ
ПРОШУ СУД:
• Приостановить производство по административному делу №3а-88/2018 по административным исковым заявлениям Тетерина В.А. и Пономаренко Д.Н. к Законодательному Собранию Иркутской области о признании недействующим с момента издания абзаца первого части 2 статьи 38 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011г. №18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области»
• Направить в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке соответствия Конституции Российской Федерации положений пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подлежащих применению в административном деле №3а-88/2018»

Суть претензий в следующем. В поддержку самовыдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу собираются подписи избирателей.
Необходимое количество для регистрации кандидата определено данным законом в 3% от количества избирателей по избирательному округу. А это не менее 2700 человек. Чтобы собрать столь значительное число подписей, необходима структура и ресурсы. По примерным подсчетам истцов – около трехсот тысяч рублей.

Таким образом, даже на этапе выдвижения и регистрации кандидата выборным законом установлен имущественный ценз, который отстраняет людей с низким достатком и социально-незащищённых граждан от участия выборах.

Ситуация нарушает принцип всеобщего избирательного права и противоречит международным правовым обязательствам России.
Истцы просили суд признать областной закон о выборах не действующим и не подлежащим применению.

В мэрию Иркутска поступило уведомление о проведении публичного мероприятия: митинга 12 июня с лозунгом «За права гражданина выбирать и быть избранным!». Организаторы планируют собраться на площади у спорткомплекса «Труд».

© 2018, БГ Иркутск

Tags: Выборы в Приангарье, Иркутская область
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment