bg_irkutsk (bg_irkutsk) wrote,
bg_irkutsk
bg_irkutsk

Американцы об американском обществе

Статья Чеза Фримена
 

(президент Совета по ближневосточной политике (г. Вашингтон), председатель Projects International, в течение многих лет работал на ответственных должностях в Государственном департаменте США и Пентагоне, занимался проблемами Африки, Ближнего Востока, Китая, Южной Азии и европейской безопасности. Данная статья основана на лекции, прочитанной в феврале 2009 года на заседании Pacific Pension Institute).

 

…Капиталистическая система, основанная на свободе торговли, налоговой дисциплине, децентрализации рынков, включая фондовый (некоторые называли этот набор требований «вашингтонским консенсусом»), считалась во всем мире безальтернативным путем к процветанию. Соединенные Штаты, обладавшие профицитом бюджета, полагали себя неуязвимыми и, по сути, всемогущими. С чрезмерной самоуверенностью Америка провозгласила себя «незаменимым государством» (определение бывшего государственного секретаря Мадлен Олбрайт. – Ред.). Никто не смеялся и не пытался возражать.

 

Сегодня тот мир кажется бесконечно далеким. Каким бы блестящим руководителем ни был президент Барак Обама, ему не вернуть Америку на политические и военные высоты, на которых она находилась в начале XXI столетия. Слишком велик ущерб, нанесенный отношениям с союзниками, устоям мирового и регионального порядка и способности Вооруженных сил играть сдерживающую роль. Угрозы, которые рассчитывали устранить с помощью силы, на самом деле только усугубились, и теперь неизвестно, как закончатся войны, начатые в тот период. Однако от их завершения будет зависеть многое.

 

Век начался с лопнувшего пузыря на рынке акций высокотехнологических компаний (dotcom) и «сенсационного» открытия, что, оказывается, восемь тысяч лет истории экономики что-то да значат и надежным фундаментом для определения стоимости компании является только прибыль, а не дутая реклама. Доверие общественности к портфельным инвестициям было подорвано, когда шокированные инвесторы поняли, что растущие акции точно так же могут рухнуть в один прекрасный день, а инвестиции, основанные на вере в потенциал роста акций, – это мыльный пузырь.

 

…В результате Гонконг и Лондон затмили Нью-Йорк как наиболее предпочтительные площадки для раскручивания новых компаний путем первичного размещения акций (IPO). Увеличился выпуск еврооблигаций, ускорилось и их обращение. В последние годы Лондон контролировал 26 % мирового рынка первичного размещения акций, тогда как доля Нью-Йорка, составлявшая в свое время 60 %, теперь снизилась почти в 10 раз до 6,5 %. На Лондон также приходится половина мирового рынка деривативов и 70 % мирового рынка вторичных облигаций. К 2007-му 34 % всех мировых валютных операций совершалось в Лондоне, тогда как в Нью-Йорке – только 17 %.

 

…Вера в американские финансовые рынки была окончательно поколеблена сенсационным разоблачением грандиозной аферы Мэдоффа, обманувшего инвесторов примерно на 50 миллиардов долларов с помощью уникальной по масштабам финансовой пирамиды, которую регуляторы рынка не могли либо не хотели выявить на протяжении сорока лет. Создается впечатление, что аферы – это органическое свойство американского финансового рынка. Последняя из раскрытых махинаций – Станфордский международный банк.

 

Реакция практически всех национальных правительств на глобальный крах финансовых рынков и экономический спад была весьма схожей.        В первую очередь они попытались спасти банки от последствий их собственной жадности и глупости, а затем потратили немалые деньги на то, чтобы стимулировать создание рабочих мест или по крайней мере замедлить процесс их сокращения. В тех странах, где финансовые учреждения приблизились к полной неплатежеспособности (в основном у нас и в Европе), правительства пошли на массовую накачку их ликвидностью.

 

С целью осуществления данного плана Америка выпустила дополнительные долговые обязательства, скупаемые преимущественно иностранцами. Были предложены гигантские стимулирующие пакеты для поддержания либо увеличения занятости населения. В идеале эти программы удовлетворяют трем критериям:

 

    * сразу создают новые рабочие места внутри страны;

    * представляют собой инвестиции в инфраструктуру или другие долгосрочные проекты, повышающие эффективность и конкурентоспособность национальной экономики;

    * не влекут за собой дальнейшего увеличения долговых обязательств и, следовательно, не ложатся тяжелым бременем на будущие поколения и доходы.

 

Примером для подражания можно считать Китай, который утвердил именно такой стимулирующий пакет в размере 8 % ВВП этого года почти исключительно для осуществления вышеуказанных целей.

 

Американцам остается надеяться, что предложенные Конгрессом налоговые послабления и стимулирующие меры сделают свое дело, хотя нет уверенности в том, что они соответствуют именно перечисленным целям. Фактически мы не вели учет колоссальных долгов, в которые влезали, управляя государством, оплачивая войны и финансируя потребительское общество путем пролонгации кредитов, все чаще предоставлявшихся иностранными кредиторами. Недавние дотации и стимулирующие пакеты – повторение этой практики. У США нет четкого плана, как мы будем за них расплачиваться; поэтому мы намерены еще больше увеличить бремя долга и заимствовать по крайней мере половину средств на эти нужды за границей, что приведет к дальнейшему бесконтрольному росту нашего государственного долга. По-прежнему отсутствует и четкий план возврата кредитов, который убедил бы зарубежных кредиторов в нашей платежеспособности. Недавнее падение цен на казначейские обязательства и последовавший затем рост процентных ставок по американским долгосрочным долговым инструментам свидетельствуют о том, что иностранные инвесторы начинают включать в цену возросшие риски.

Продолжение следует…

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments