Фото с сайта bagnet.org
В 2020-ом Иркутск вновь переживает 2015 год. Тогдашний губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко при абсолютном согласии городских депутатов «усадил» в кресло градоначальника Дмитрия Бердникова. Все 33 присутствующих народных избранника на заседании Думы 27 марта (всего числилось тридцать пять) проголосовали за губернаторского кандидата единогласно. Иркутяне впервые были отстранены от возможности напрямую выбрать главу города. Ответ Иркутска не заставил себя ждать. В этот же год Ерощенко проиграл досрочные выборы губернатора. В двух турах голосования Иркутск однозначно поддержал коммуниста Сергея Левченко.
Сейчас иркутская история с участием временного губернатора Игоря Кобзева (Ерощенко перед выборами 2015 года тоже был временным) опять повторяется, за исключением, возможно, некоторых деталей.
Кобзев временный, как и Ерощенко, к тому же не местный, а назначенный Кремлём (а к варягам иркутяне относятся с осторожностью).
Мэра Иркутску опять будут выбирать депутаты. За исключением того, что не из числа своих 34 коллег, как это было в 2015 году, а из кандидатов, отобранных специальной конкурсной комиссией (сформированной с участием правительства Кобзева).
Для справки: из 456 210 избирателей города (по данным Избиркома региона на 1 января 2020 года) на выборах Думы седьмого созыва в Иркутске проголосовало 119 672 человека или 26,19% избирателей. Рост явки на 8%, по сравнению с выборами предыдущего созыва, обусловлен, по мнению «БГ Иркутск», широким использованием технологий «по заманиванию иркутян» для голосования. Денег у кандидатов было достаточно, чтобы эффективно и подотчётно мотивировать население голосовать. Явка на последних прямых выборах мэра Иркутска 14 марта 2010 года составила 32,6%, на 6,4% больше, чем на думских выборах 2019 года. Другими словами, выборы градоначальника прямым и тайным голосованием, избирателям интереснее. При этом технологии по приводу к урнам для голосования в общегородском масштабе использовать сложнее. И главное – ответственность за выбор лежит не на депутатах, которых нельзя назвать безусловными лидерами на своих округах и как следствие истинными представителями населения, а именно на населении. Легитимность такого выбора, какой бы он не был (людям свойственно ошибаться), достаточна высока.
Новым мэром Иркутска станет тот, на кого указал временный губернатор. В 2015-ом им стал Бердников, в 2020 году, с высокой степенью вероятности, кресло градоначальника займёт Болотов, бывший председатель правительства региона, действующий вице-мэр Иркутска. Окружение временного губернатора, как и в 2015 году, вновь (наступая на те же грабли) посчитало целесообразным выступить в роли единственного источника власти (отключив не только население от процесса, но и депутатов) для будущего главы, и не стало организовывать конкурентные выборы. Тем самым Иркутск опять становится обязанным внешним силам и вынужден будет соблюсти обязательства по целому пакету договорённостей с депутатами (избирателями мэра) и организаторами договорённостей. Хватит ли пяти лет срока для нового мэра, чтобы рассчитаться за должность, – иркутяне не узнают никогда. Подробнее здесь.
Иркутск уже наблюдает, что будущее мэрство Болотова полностью переформатирует Думу Иркутска. Председатель Дмитрий Ружников, по призыву ещё не ставшего градоначальником человека, согласился стать его вице-мэром и написал заявление об отставке. Хотя в сентябре 2019 года, всего семь месяцев назад, должность председателя далась ему в серьёзной борьбе.
А члены комиссии по отбору кандидатов и 29 кандидатов, участвуя в «открытых и демократичных процедурах», вольно или не вольно условно легализуют будущий выбор. Выбор, который в реалиях уже сделан. Материал об этом здесь.
Кобзев (как и в 2015-ом Ерощенко) на днях лично проагитирует Думу за правильный выбор. По информации депутатов, встреча запланирована на 28 апреля – за два дня до заседания, на котором они должны будут выбрать мэра. Интрига при депутатском голосовании будет лишь в том, удастся выбрать мэра сразу или же потребуется собраться вновь через месяц.
P.S.: 18 марта 2020 года в «Байкал Бизнес Центре» в Иркутске временный губернатор Игорь Кобзев произнёс своё Послание на основе ценного трёхмесячного опыта работы в регионе. Основная суть его политики заключалась в следующей фразе выступления: «Я никогда не играл в политические игры. И начинать не намерен. Жители Иркутской области достаточно видели политических интриг, откровенной лжи, лукавства и фальши. Доверие к власти подорвано».
Кобзев, вероятно, не понимает, что политика иркутского протеста – это как раз ответ избирателей на откровенную лож, лукавство и фальшь власти региона.
А политические игры – это всё, что связано с недолгим пребыванием временного губернатора.
Во-первых, это уход 12 декабря 2019 года по непонятным для населения причинам всенародно избранного главы региона, коммуниста Сергея Левченко за год до выборов.
Во-вторых, это отставка председателя Заксобрания региона Сергея Сокола на второй год после избрания. По формальной причине: чтобы политик взял мандат (видимо, кроме Сокола некому) от избирательного округа, в который входят Саратовская, Волгоградская и Пензенская области. При этом сам Сокол говорит, что семья будет жить в Иркутске, а он продолжит работать в интересах региона (а как же жители Саратова, Волгограда, Пензы…).
В-третьих, это принятие на работу первым заместителем губернатора мэра Иркутска Дмитрия Бердникова, за десять дней до окончания срока его полномочий. Бердникова, отчёт которого за работу в 2019 году депутаты не приняли. Хотели поставить «двойку», но по регламенту лишены были права ставить оценку.
Продолжение следует.
© 2020, БГ Иркутск